tgoop.com/pravblog1/10315
Last Update:
О книге "Гражданско-правовой статус Болгарской Православной Церкви"
Афонский Зографский монастырь осуществил издание книги доктора права, доцента Юридического факультета Пловдивского университета и советника Священного Синода БПЦ-БП по юридическим вопросам Марии Кьосевой „Гражданско-правовой статус Болгарской Православной Церкви“. На презентации книги в Большом салоне Болгарской академии наук Святейший Патриарх Болгарский Даниил осветил предысторию данного исследования: “Тогда, в злосчастные времена раскола в БПЦ, митрополит Неврокопский Нафанаил, по благословению Патриарха Максима, обратился к Марии Кьосевой за помощью в защите правового статуса БПЦ-БП и законного права собственности БПЦ на захваченные раскольниками храмы“.
Раскол 90-х годов ХХ века в БПЦ начался именно с Неврокопской епархии. Он и стал поводом для научного исследования всех аспектов правосубъектности Болгарской Православной Церкви. В основу был положен принцип, при котором юридическое следует за каноническим, а не наоборот. Мария Кьосева сумела сочетать три уровня анализа: богословский (христологический и экклисиологический), каноническо-юридический (отношения: государство–Церковь) и чисто юридический (гражданско-правовой аспект). Получился синтез, который позволяет понять как церковный, так и государственно-правовой аспект вопроса, и, главное, при строго научном подходе.
Уникальность опыта БПЦ в преодолении „злосчастного раскола“ состоит еще и в том, что ей пришлось отстаивать свою собственность в Европейском суде по правам человека (на признании своих прав там как раз настаивали раскольники, а не каноническая Церковь). 22 января 2009 г. Европейский суд в Страсбурге огласил свое решение относительно иска „Св. Синода Болгарской православной церкви (митрополит Иннокентий)“ и шести его сподвижников „против Болгарии“. Суд утверждал, что „болгарские власти нарушили статью 9 (свобода мысли, совести и религия), оказывая давление на разделенную православную религиозную общность, чтобы объединить ее под началом одного из двух соперничающих руководств“. И давал правительству Болгарии трехмесячный срок, чтобы разобраться с „альтернативным синодом“ по его делу.
Поэтому существенная часть исследований Марии Кьосевой посвящена анализу признаков корпоративного характера БПЦ-БП как юридического лица, и особенностей, которыми оно обладает. Необходимо было обозначить отличия от классических юридических лиц с корпоративной структурой. Вопрос о принципах функционирования корпоративных юридических лиц применительно к Церкви и другим вероисповеданиям является фундаментальным с точки зрения практики судов и особенно практики ЕСПЧ.
Рассматривая проблемы, связанные с корпоративным образованием, Мария Кьосева в своем научном труде выдвигает аргумент, что БПЦ-БП, как и любая другая Поместная Православная Церковь и часть Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, возникла не на учредительном собрании по воле ее членов. Более того, автор рассматривает вопрос могут ли общие собрания Поместных Православных Церквей (церковные соборы по их уставу) принимать решения по правилам демократического большинства, изменять догматы и каноны Церкви при помощи своих внутренне-устройственных актов, а также освобождать от должности Предстоятелей этих Церквей, как это делается в случае с корпоративными юридическими лицами.
Уделяя особое внимание факту сакрального значения, порождающему церковную правоспособность – таинству Крещения, автор исследования доказывает, что Церковь не может восприниматься с чисто юридической точки зрения как объединение, основанное на праве ассоциации и согласии в общей воле членов по определенным вопросам, включая смену названия и органов управления. Потому что основа Церкви – вера, принцип единства, согласия, преемственности и иерархии. В связи с этим исследование рассматривает и вопрос о недопустимости преобразования и роспуске БПЦ-БП как юридического лица.
BY Правблог
Share with your friend now:
tgoop.com/pravblog1/10315