tgoop.com/RossiyaNeEvropa/37890
Last Update:
The Economist пишет о том, что из-за горизонта показался новый глобальный газовый кризис. Источник беспокойства – американский газовый форум в Gastech 2024, прошедший в эти выходные в Хьюстоне.
Ключевой фигурой форума стал президент США Джо Байден, который лично не присутствовал, но получил поток самой отборной критики за то, что приостановил выдачу разрешений американским экспортным терминалам сжиженного природного газа. Кроме того, обеспокоенность американских экспортеров вызывает то, что спрос на СПГ в Европе и Азии резко вырос на фоне конфликта на Украине, поставки пока хаотичны и не имеют четкой структуры, поэтому в ближайшее время может начаться новая борьба за газ.
А ведь еще недавно энергетические аналитики утверждали, что 2025 станет годом окончательного установления стабильности в глобальной энергетике. После того, как Европа отказалась от российского газа, потеряв тем самым 40% импорта этого топлива считалось, что если Старый Свет переживет две зимы, то у него не будет проблем, поскольку крупные проекты СПГ в Америке и Катаре наполнят рынок. И с этим вроде как справились, до третьей зимы без большей части российского газа еще два месяца, а европейские хранилища полны на 90%, большая часть из которого теперь — американский и катарский СПГ.
Однако, результат этой стабильности Европы — скачки цен в Азии, где мировой эталон, в виде миллиона британских тепловых единиц колеблются выше $13, что больше показателей практически за любой период, за исключением паники 2022 года.
Одна из проблем — надвигающееся понижение температур. Последние две зимы в северном полушарии были мягкими, но предстоящая вряд ли будет такой же. Поэтому Европу может ждать повышение расхода газа. В Северо-Восточной Азии также должно быть холоднее, чем в последние зимы. Синоптики ожидают экстремальные температуры, подобные зимнему сезону 2021 года, когда в Пекине в январе было -20°C — самая низкая температура за последние 50 лет.
Эксперт консалтинговой компании Rystad Energy Синдре Кнутссон считает, что сильное похолодание в Европе и Азии создаст дополнительный спрос на газ в размере 21 млрд куб. м и 15 млрд куб. м соответственно, или 4-8% импорта регионов в прошлом году. Поскольку Европа может перешагнуть через свою гордость и нарастить импорт газа по трубопроводам, а в Азии, за исключением Китая, объем поставок по газопроводам незначителен, полученный дефицит должен быть восполнен за счет СПГ. Это может создать спрос на дополнительные 26 млн тонн, что эквивалентно 7% от объемов мировой торговли в прошлом году.
Второе беспокойство вызывает то, что импорт газа по трубопроводам в Европу может не вырасти, а еще больше сократиться. В соответствии с пятилетним соглашением, срок действия которого истекает в декабре, Россия по-прежнему поставляет газ в Европу через Украину. С 2021 года эти потоки сократились более чем наполовину, но в прошлом году по-прежнему составляли 15 млрд куб. м. Украина уже заявила, что не будет вести переговоры о новой сделке.
В связи с этим обсуждаются обходные пути. Наиболее реалистичным является «обмен» с Азербайджаном, при котором российский газ, поступающий через Украину, будет переименован в азербайджанский, а часть азербайджанского газа станет российским. Однако при таком сценарии Европа по-прежнему испытывала бы нехватку газа, при этом Россия в любой момент может прекратить поставки через свою газотранспортную систему.
Как в таком случае будет выглядеть наихудший сценарий?
Европе придется конкурировать с Азией за поставки СПГ, поддерживая спотовые цены, так как азиатские рынки будут заполняться по долгосрочным контрактам. Таким образом, предполагают экономисты Колумбийского университета, цены на газ для Европы могут вырасти вдвое, что ускорит промышленные коллапс ЕС, и так значительно ускорившийся с 2022 года.
BY Россия не Европа
Share with your friend now:
tgoop.com/RossiyaNeEvropa/37890