tgoop.com/Standupclubru/14011
Last Update:
В субботу на “ЛПОФ” будем популяризировать науку с Деном Антипиным через йоу, а пока ловите небольшое предисловие от Евгения Цуркана
Популяризация науки возникает параллельно с самой наукой. Уже в 1686 году публикуются «Разговоры о множестве миров» Б. Фонтенеля, который в предисловии специально оговаривает, что хотел написать книгу о науке понятную женщинам-читательницам (все вопросы к Фонтенелю и мировому патриархату), что означает современное «для широкого круга лиц».
В дальнейшем наука институционализируется, обрастает собственными языками человеческими и ангельскими, стенами и зданиями, ценностями и практиками, становясь всё более непрозрачной «для широкого круга лиц». Приятно играть в бисер, сидя в неприступной Касталии, но метать бисер перед уважаемой публикой необходимо, потому что публика, будучи настроена враждебно, легко может повлиять как на финансирование, так и на само существование науки. Время гениев-одиночек, которым для науки нужны лишь перья да бумага, прошло, настало время манхэттенских проектов и адронных коллайдеров. Целесообразность расходования денег налогоплательщиков придётся обосновать.
Оставим золотого тельца, ведь дело не в деньгах, дело в миссии. С расцветом науки Нового времени появляется проект «Просвещения». Разум своим беспощадным светом должен был рассеять тени суеверий и невежества, создать совершенное общество. Многие учёные считали своим долгом распространить научные идеи как можно шире – через школы и университеты, газеты и книги. Сеяли разумное, доброе и вечное. Оказалось, что разумное с добрым напрямую не связано и под луной ничто не вечно.
Что же имеем сейчас? «Просвещение» кончилось, а коммуницировать как-то надо, желательно к выгоде обеих сторон. Выделяются три основных модели коммуникации науки в обществе: дефицит, диалог, участие. В чём они состоят и какие с ними связаны проблемы – обсудим. Просветим, популяризуем, вступим в диалог и привлечём к участию.
18+