tgoop.com/agregatpolit/38871
Last Update:
Эксперты называют логичным перенос рассмотрения Госдумой законопроекта о местном самоуправлении с марта на июнь. В текущем варианте законопроекта много норм, требующих доработки, без которой управленческая практика рискует обернуться каскадом сложностей и проявлением дисфункциональности. Планируется, что муниципальная реформа начнется в 2023 г. и продолжится до 2028 г.
1.Ключевой параметр, требующий приоритетного учета, – это норма о вопросах совместного ведения между региональной властью и МСУ. Эксперты говорят, что трансляция этого принципа на всю логику законопроекта позволит избежать излишней регуляции и даст возможность региональным администрациям самим формировать политико-управленческий ландшафт в своих субъектах федерации, при соблюдении обозначенной генеральной линии.
2.Регионы различны по своим политико-административным конфигурациям, а целый ряд из них требуют особого подхода: нужен гибкий режим и диапазон вариантивности. Особенно это характерно для нацреспублик и регионов Северного Кавказа, в которых на уровне МСУ зафиксированы значимые этнокультурные особенности конкретных локаций.
3.Полное выхолащивание функционала МСУ вряд ли целесообразно. Скорее региональное госууправление нуждается в конструкции, которая позволит губернаторам координировать МСУ и обеспечить режим синергии, а не посредством командно-административной регуляции подавлять инициативы с мест и навязывать свою волю. В нынешнем варианте законопроекта эта краеугольная идея не прописана должным образом – говорят эксперты.
4.Пределы формирования региональных вертикалей достаточно очевидны с точки зрения задачи повышения общей эффективности госуправления. Вероятна ситуация, когда региональные субвертикали управления будут подавлять инициативы муниципального уровня и, как следствие, усилят социальное недовольство, которое будет проецироваться на федеральный центр: концентрация власти на региональном уровне и отрыв его от муниципального чревата потоком жалоб в Центр. В этом вопросе нужно искать динамичный баланс и поиск оптимальной конфигурации, поэтому предложения региональных администраций требуют внимательного учета – говорят эксперты.
5.Планируемое сокращение органов местного самоуправления (сейчас в стране ок. 20 тыс. муниципалитетов) приведет не только к увеличению дистанции между обществом и властью, но и создать на региональной периферии ситуацию вакуума власти. Этот вакуум будет заполняться с помощью неформальных центров силы, в том числе и криминального характера, что представляет собой отчетливые риски.
6.Значительной экономии планируемая реформа местного самоуправления не несет: в муниципалитетах всех уровней занято менее 300 тыс. человек при этом 264 тыс. из них – это исполнительная власть, то есть муниципальные чиновники. В случае сокращения числа муниципалитетов в два раза большинство этих чиновников сохранят свои рабочие места, однако полномочий у них будет меньше. Эксперты говорят, что вопросы финансовой составляющей и проблемы распределения полномочий и фиксации критериев эффективности также требуют более четкой артикуляции на уровне законопроекта.
7.Еще одним риском предлагаемых изменений является ухудшение коммуникативных каналов и возможность получения обратной связи гражданам. Это может негативно сказаться на качестве оказание социальных услуг на местах и вызвать дополнительное социальное недовольство. Нужна конструкция, которая позволит повышать эффективность региональных администраций и их ответственность за процессы в муниципалитетах. Логика редуцирования управленческого процесса до банальных укрупнений и оптимизаций бесперспективна – говорят эксперты.
BY Политический Агрегатор
Share with your friend now:
tgoop.com/agregatpolit/38871