tgoop.com/anatoly_nesmiyan/23820
Last Update:
То, что Китай, политизировав рынок редкоземельных материалов, в итоге столкнется с ответом на свое решение, сомнений не вызывало никогда.
Несмотря на свое название, редкие и редкоземельные элементы не так уж и редки. В природе они встречаются чаще, чем, к примеру, золото. Их особенность в том, что они не имеют своих собственных месторождений и всегда являются сопутствующей примесью к другим элементам. Поэтому большая часть их относится не только к редким, но и к рассеянным.
Добыча редких и рассеянных элементов сопряжена с очень высокими экологическими издержками и связана с немалым загрязнением окружающей среды. Именно поэтому Китай, который традиционно наплевательски относится к вопросам экологии, смог получить существенное преимущество перед остальными странами. Его главное месторождение горнорудный район Байян-Обо - это просто лунный пейзаж с огромной взвесью грязи и пыли.
При этом мировой спрос на редкие и редкоземельные элементы не так уж и велик: китайское производство в 120 тысяч тонн в год покрывает 90 процентов мирового спроса. Именно поэтому проще платить китайцам, чем создавать свои собственные производственные мощности. В России, к примеру, закрытие собственного производства было обусловлено его нерентабельностью - при невысоком потреблении в отечественной экономике (2 тысячи тонн в год) держать на плаву собственный добывающий комплекс оказалось невыгодно.
Китай еще в 2010 году объявил о сокращении экспорта редкоземельных материалов, но с учетом упомянутых выше обстоятельств развитые страны пошли не по пути строительства собственных мощностей, а по пути создания стратегических запасов, просто подняв цены и выкупая те же самые китайские материалы. Подъем цен был просто фантастическим: за оксид неодима цена поднялась с 13 до 220 долларов, оксид празеодима - с 13 до 225 долларов за килограмм. Примерно такое же соотношение и для всех остальных редкоземельных оксидов. Но даже в этом случае покупать у китайцев оказалось выгоднее, чем выстраивать свои производства. Китай при этом пользуется ситуацией, сохраняя на внутреннем рынке существенно меньшие цены, что дает для него немалое конкурентное преимущество.
Украина подвернулась здесь очень кстати. На экологию Киеву, в общем-то, плевать примерно так же как и Китаю, а ситуация такова, что и деваться-то особо некуда. Поэтому соглашение по добыче редкоземов на Украине учитывает тот факт, что киевские власти оказались в таком положении, что не очень-то покочевряжишься.
Смысл строительства промышленной площадки по добыче редкоземельных элементов на Украине - создание переговорной позиции между США и Китаем. Сами по себе редкоземельные элементы очень важны. Они нужны в небольших количествах, но в крайне важных производственных цепочках. Украинское производство при том, что оно вряд ли будет выгодным с точки зрения рентабельности, позволит заключить с Китаем соглашение, по которому китайцы не смогут больше диктовать монопольные условия поставки редкоземельных элементов на рынок. Цена значения не имеет, важны именно ограничения политического характера.
Отсюда и внезапная активность Путина на этом направлении. Он тоже хочет встроиться в двустороннюю американо-китайскую сделку и стать одним из трех ключевых игроков в мире на этом рынке. Только вот пустят ли его за стол Трамп и Си Цзиньпин - большой вопрос. Они и вдвоем неплохо могут договориться.
BY Анатолий Несмиян
Share with your friend now:
tgoop.com/anatoly_nesmiyan/23820