tgoop.com/anthropogenes/41854
Last Update:
Новые очень важные эмпирические обобщения – чем сложнее становятся большие языковые модели, тем более мозгоподобной становится их архитектура. Это – ответ всем скептикам, не верящим, что внутри глубоких нейронных сетей больших языковых моделей действительно градуально возникает психика: если эволюция больших языковых моделей связана с приближением их внутренней нейросетевой архитектуры к динамической архитектуре человеческого мозга, то чрезвычайно логично предположить, что и субъективный аспект функционирования этой внутренней нейросетевой архитектуры больших языковых моделей (= искусственная психика) тоже должен в таком же темпе приближаться к психике естественной. Конечно, это верно, если мы в рамках научного мейнстрима считаем, что психика является функцией мозга (со всеми необходимыми оговорками про эмерджентность, про телесную воплощенность, про воплощенность во внешней физической и культурной среде в духе Энди Кларка и Выготского и т.п.).
Я сейчас закончил читать на психфаке МГУ два моих традиционных спецкурса – по психофизиологии речи и психофизиологии сознания, и там мы со студентами специально обсуждали этот важнейший сюжет. В рамках этого обсуждения был ключевой момент про то, что большие языковые модели прежде всего моделируют мозговые механизмы языковой обработки, а вот насколько это позволит промоделировать во всей полноте мышление человека? Мы вспоминали идеи Выготского из "Мышления и речи", а также скептические размышления группы Эвелины Федоренко из MTI (см. ее статью "Language is primarily a tool for communication rather than thought", можно найти в открытом доступе) о том, является ли язык главным и обязательным инструментом мышления. Этот скепсис базируется на понимании, что язык является прежде всего инструментом общения, а не мышления, и различие в мозговых сетях языка и мышления вроде бы подтверждает это.
Я хотел бы обратить внимание всего сообщества, особенно культурно-исторических психологов нашей основанной Выготским, Леонтьевым и Лурия научной школы факультета психологии МГУ, на эту важнейшую дискуссию. Если язык и мышление связаны не поверхностно, а глубоко, системно, на внутреннем эволюционно-психофизиологическом уровне, то большие языковые модели явно смогут (особенно с учетом развития их мультимодальности) "вытащить" из этой связки всю сложность человеческого мышления, и AGI действительно не за горами: 3-5 лет + еще 3-5 лет до достижения сверхчеловеческого уровня в мышлении, т.е. ASI и сингулярности. Если Эвелина Федоренко права и язык "скользит" по поверхности мышления, являясь его поверхностной сигнатурой, а не ключевым внутренним механизмом, то AGI, а тем более ASI, так не получить и нужны другие идеи, и в этом случае сингулярность откладывается на неопределенное время.
https://techxplore.com/news/2024-12-llms-brain-advance.html
BY НИИ Антропогенеза (ARI)
Share with your friend now:
tgoop.com/anthropogenes/41854