tgoop.com/broulernaya/112822
Last Update:
Денег куры не клюют. Сколько съедает сельское хозяйство
Субсидирование агропромышленного комплекса в Казахстане как вечный двигатель — его невозможно остановить, объемы выделяемых средств на поддержку аграриев ежегодно только растут. Вместе с ними и урожайность по министерским отчетам, и число приписных голов скота, о которых президент сказал уже даже в своем послании. Хотя глава государства вполне конкретно поручил перейти от прямого субсидирования АПК к обеспечению его доступным кредитованием. На днях на расширенной встрече премьер-министра Олжаса Бектенова с аграриями прозвучала новая цифра. Объем государственной поддержки аграриев на весенне-полевые работы увеличат до 1,4 триллиона тенге в 2025 году.
«Объем льготного финансирования на весенне-осенние полевые работы увеличивается до 700 миллиардов тенге, порядка 40 процентов из них будут гарантированы через фонд "Даму". Со 100 миллиардов до 200 миллиардов тенге вырастет объем кредитования сельхозтехники в лизинг. В итоге сумма поддержки аграриев для обеспечения ежегодных работ увеличится до 900 миллиардов тенге», — заявил вице-премьер Серик Жумангарин.
А теперь вспомним слова вице-министра национальной экономики Тимура Жаксылыкова годичной давности.
«Мы считаем, что субсидии — это зло. Если в 2019 году государство тратило на это порядка 40 миллиардов тенге, то сейчас — уже 250 миллиардов тенге, и рост продолжается. У нас рычаги приложения усилий у правительства и Нацбанка разнонаправленные. Базовая ставка, которая повышается, призвана бороться с высокой инфляцией и увеличением денежной массы в экономике. Но мы ее вынужденно дезавуируем путем наращивания субсидий. А выхода у нас другого нет, потому что стоимость финансирования высочайшая, и мы должны были хоть каким-то образом откликнуться на тот вопль бизнесменов, которые нуждаются в более дешевом финансировании», — говорил чиновник, который теперь в министерстве не работает, а назначен послом Казахстана в Беларуси.
А еще аналитик Санжар Калдаров уже после послания 2 сентября в своем исследовании со ссылкой на Национальный план развития (НПР) страны до 2029 года отметил, что сегодня подавляющая часть государственной помощи для АПК является по своей сути антирыночной, «что приводит к искажению рыночной мотивации сельхозпроизводителей к повышению своей конкурентоспособности». Подобная практика, по его словам, фактически превратила агробизнес в бюджетного иждивенца.
Но не только лишь АПК стал заложником помощи государства. Примерно по такой схеме в стране стимулируют граждан, живущих на АСП, выбираться из трудной жизненной ситуации. Поэтому число выплат из бюджета только растет при отсутствии положительной динамики в социально-экономическом положении граждан.
И всё бы ничего, но скоро может создастся ситуация, когда бюджет объективно не потянет таких трат. Скептики говорят, что уже и сейчас не тянет. Нет, конечно, решения будут найдены. С различных трибун начнут кричать, что надо защищать свой рынок, выгнать кого-то с него, а кого-то наоборот пригласить. Словом, заниматься популизмом на все деньги. Протекционизм дело хорошее, но, к слову, удачно закрытый по периметру ЕАЭС рынок по сахарной свекле почему-то не привел в свое время к развитию этой отрасли у нас. Вернее, она окончательно умерла при участии всех заинтересованных сторон, хотя условия для ее развития и выхода на внешние рынки были.
Скажем прямо: развитие сельского хозяйства без изменения сложившейся экосистемы бенефициаров на местах невозможно, а пойти на это нельзя. Стаи недовольных агашек — это не покорная бишара с АСП.
BY Бройлерная
Share with your friend now:
tgoop.com/broulernaya/112822