Электроэнергетика: регуляторные изменения года 📜 «Системный оператор» в нынешнем году
опубликовал Генсхему развития отрасли до 2042 г. Согласно текущей версии документа, в ближайшие полтора десятилетия будет введено в строй 88,4 ГВт электростанций, что эквивалентно трети мощности единой энергосистемы РФ.
Пока что главным бенефициаром выглядит Росатом: треть ввода мощности обеспечат АЭС (28,8 ГВт). Более того, президент в ноябре
поручил рассмотреть возможность ввода Приморской и Хабаровской АЭС до 2032 г., а не в середине 2030-х и начале 2040-х, как это обозначено в Генсхеме.
⚡️ Однако фактический ввод мощности может существенно отличаться от плана. Всё дело – в высокой капиталоемкости АЭС, строительство которых требует господдержки. Для крупных проектов Росатома в Белоруссии и Бангладеш привлекались прямые
госкредиты, а для АЭС «Аккую» в Турции – кредиты госбанков, в том числе с
высокой переплатой.
Поэтому в случае проблем с бюджетом фаворитом станет газовая генерация, на руку которой будет играть развитие
Восточной системы газоснабжения – системы газопроводов на 28,5 млрд куб. м в год от Ямала до Хабаровского края, которая сможет обеспечить сырьем новые газовые ТЭС.
🔄 «Скрытым» фаворитом являются и ВИЭ: Генсхема предполагает ввод 16,6 ГВт мощности ветровых и солнечных генераторов, однако потенциал здесь гораздо выше:
◾️PV-панели могут стать драйвером развития
автономной генерации, с помощью которой можно снизить энергодефицит в ОЭС Юга и частично решить проблему неплатежей на
Северном Кавказе;
◾️При этом в случае выхода России из международной изоляции крупный бизнес будет за свой счет строить ВИЭ, чтобы снизить издержки экспорта в ЕС, где уже действует механизм CBAM.
Майнинг🪙 Регуляторной новацией года было законодательство о майнинге. Вслед за легализацией «добычи» цифровых валют последовали ограничения на энергопотребление: в частности, майнинг будет
частично запрещен в сезон холодов в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье.
Всё дело – в неприспособленности инфраструктуры малых городов к резким скачкам спроса: работа одной-двух майнинговых ферм может привести к коллапсу энергоснабжения сотен домохозяйств.
❗️ Выход – в
цифровизации сетевого хозяйства, которая позволит энергетикам точечно отключать от сети потребителей, «не вставая с дивана». При этом регуляторам стоит использовать не только кнут, но и пряник:
◾️Почему бы не разрешить развитие майнинга в
территориально-изолированных энергосистемах, где криптовалютчики сами бы инвестировали в строительство новых мощностей?
◾️Еще один вариант –
использование попутного нефтяного газа (ПНГ) для снабжения майнеров с помощью парогазовых установок, что позволило бы снизить объемы сжигания ПНГ.
Индексация тарифов📈 Ожидаемым, но важным событием года стала индексация тарифов: в 2025 г. тарифы «Россетей»
увеличатся на 14%, а тарифы для
конечных потребителей – на 11,6% и 21,6% соответственно (в зависимости от объема потребления).
Двузначная индексация станет одним из факторов
инфляции, которая и без того в ноябре 2024 г. достигла в месячном выражении рекордного уровня с 2002 г. (1,4%).