tgoop.com/diplomatia/13431
Last Update:
Символичный юбилей на фоне ракетной эскалации
1. Мир обсуждает новый виток военно-политической эскалации между Россией и Западом. Общим местом в комментариях и политиков, и экспертов стал тезис о выходе конфликта на Украине (за и вокруг нее) на новый уровень. Не стану комментировать военные аспекты и вопросы стратегической стабильности, ибо не являюсь специалистом, а присоединяться к спекуляциям по незнакомым темам просто не хочу. Выскажусь по поводу динамики самого конфликта, повод более, чем подходящий.
2. Ровно двадцать лет назад в ночь на 22 ноября ЦИК Украины огласил итоги второго тура президентских выборов. Согласно им лидер Партии регионов Виктор Янукович набрал 49, 46% голосов, а его главный оппонент Виктор Ющенко, поддержанный объединением «Наша Украина» получил 46,61%. Сторонники «серебряного призера» объявили итоги сфальсифицированными и потому недействительными, организовали массовые акции протеста, добились отмены результатов голосования и создали украинское электоральное ноу- хау - «третий тур». По его итогам Ющенко и был провозглашен «правильным победителем». Впоследствии эти события станут называть «оранжевой резолюцией».
3. Выборы-2004 стали полем политического противостояния между Россией и Западом. Тогда, слава Богу, обошлось без ракетных эскалаций. Но фиксация состоялась: украинский вопрос имеет помимо национального, регионального еще и международное измерение. Впрочем, оно было вмонтировано в сам фундамент постсоветской украинской государственности. Профессор MIT Барри Росс Поузен по международной значимости сравнил появление Украины с объединением Германии. И как не сравнить? Вторая по количеству населения, третья по площади страна постсоветского пространства, «ближнее зарубежье» одновременно для России и для ряда европейских стран (которые станут членами НАТО и ЕС). Но и это еще не все. Постсоветская Украина была многосоставным обществом, то есть обществом с политизированными (а потому конфликтогенными) этнокультурными сегментами. В таких обществах, по мнению Аренда Лейпхарта, социальные институты (образование, СМИ, культурная сфера, НПО, партии и др.) «имеют тенденцию консолидироваться вдоль линий сегментарного политического противостояния».
4. Сразу оговорюсь, Запад не создал в своих «геополитических пробирках» «оранжевую резолюцию». Но он активно поддержал один идентитарно-политический уклад на Украине ценой при-и- унижения другого, ориентированного на Россию, позитивно воспринимающего ее. После форсированной гомогенизации стран Прибалтики за счет русскоязычного элемента (Москва к 2004 году, по большому счету смирилась с этим, как и с членством Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО и в ЕС) активное освоение «глубинного постсоветского пространства» за счет Украины и Грузии стало восприниматься в РФ как экзистенциальный вызов ее безопасности. Не сразу, не в одночасье, но стало.
4. Поэтому не стоит хайповать по сиюминутным поводам, лучше понять, что «ракетная речь» Путина от 21-11-2024- прямое следствие «триумфа демократических победителей» на киевском Майдане двадцатилетней давности. Многосоставность внутри стран и на международной арене- важная ценность, которую нельзя игнорировать! Точнее, игнорировать то можно, вот только последствия напоминают об опасности такой забывчивости.
BY Дипломатия
Share with your friend now:
tgoop.com/diplomatia/13431