tgoop.com/dirtytatarstan/55274
Last Update:
На парламентских выборах в Португалии правоцентристы из PSD (29,5%) обошли правящих левоцентристов из PS (28,7%). Но триумфатором стала ультраправая «Chega!» («Хватит!»), сыгравшая на протестных настроениях электората (18%). Партия выступает за консервативную культурную политику, ограничение миграции и экономический либерализм — всё по классике европейского популизма. PSD уже отказалась от коалиции с радикальной «Chega!» в пользу неустойчивого правительства меньшинства. Системность побеждает протест — Португалия остаётся исключением из общеевропейского «правого поворота».
Но уже в июне 2024 на выборах в Европарламент правые могут одержать победу сразу в 9 странах, включая Францию, где «Национальный фронт» Ле Пен опережает партию Макрона на 13%. А ещё в 9 странах (в том числе в Португалии) национал-популисты займут второе-третье место. Но далеко не все из них выступают с позиций евроскептицизма или тем более лояльны Москве. «Шведские демократы» — едва ли не самая антироссийская фракция в парламенте, «Истинные финны» поддержали вступление страны в НАТО, а премьер-министр Италии Джорджа Мелони — антироссийские санкции. За военную помощь Киеву, к слову, выступает и португальская «Chega!».
Популизм отличается гибкостью к запросам избирателей и к внешнеполитической конъюнктуре. Идеологические штампы используются в политических интересах и направлены на сохранение власти. А потому неудивительно, что даже самые «пророссийские» лидеры Виктор Орбан и Роберт Фицо в последнее время всё чаще поддаются уговорам европейских коллег, голосуя так, как нужно Брюсселю. Быть может, в этом и заключается национально ориентированная политика — подороже продать свою поддержку?.. Выборы в Европарламент усилят правоконсервативный фланг, но смогут ли национал-популисты навязать Брюсселю своё мировоззрение? Вопрос открытый.