tgoop.com/iarexru/66381
Last Update:
Эрдоган проигрывает Сирию бин Салману
После своего первого зарубежного визита в Саудовскую Аравию объявленный в Сирии «президентом переходного периода» Ахмед аль-Шараа посетит Турцию. Предполагается, что визит состоится 4 или 5 февраля. Ранее Турцию посетили глава МИД, минобороны и шеф разведки новой сирийской администрации. Главным вопросом предстоящих переговоров в Анкаре президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с аль-Шараа станет присутствие курдских формирований объявленной террористической Рабочей партии Курдистана (РПК) на северо-востоке Сирии, а также вопросы безопасности. Для Анкары, как и для Дамаска, ликвидация боевых формирований РПК, а также трансформации ИГИЛ (организация, запрещенная в России) в новую угрозу является вопросом национальной безопасности и сохранения территориальной целостности.
Сразу отметим важные «восточные» тонкости. Турция объявила себя главным бенефициаром свержения в Сирии Башара Асада и обозначила свое стремление доминировать в этой стране не только в сфере политики, но и в процессах государственного строительства. Но свой первый зарубежный визит аль-Шараа совершил в Эр-Риад, где в интервью телеканалу «Аль-Арабиа» заявил, что Саудовская Аравия играет ключевую роль в будущем Сирии. В то же время первым иностранным лидером, посетившим Сирию после провозглашения аль-Шараа переходным главой государства, стал эмир Катара шейх Тамим бин Хамад аль-Тани — ключевой союзник Турции на Ближнем Востоке.
Это не случайный фактор, так как Дамаск связывает будущее не в «историческую зону политической ответственности бывшей Османской империи», а «в лоно арабских государств», рассуждает политолог. При этом, по его мнению, на Саудовскую Аравию делается особая ставка в процессе экономического подъема и реконструкции страны. Ожидается, что именно это «откроет ворота» на западном направлении в смысле снятия санкций. Это - первое.
Второе: Саудовской Аравии предлагается выступить в роли определенного гаранта неперехода Дамаска в систему исламского радикализма, тогда как Турцию на Западе подозревают в попытках реанимации на сирийском плацдарме идеологии «Братьев - мусульман» ((организация, запрещенная в России)). На такой основе выстраивается схема саудовско-турецкой конкуренции в Сирии. Но в парадигме альянса с Саудовской Аравией плюс Запад Дамаск открывает новые горизонты в решении курдской проблемы и отношений с Израилем, что может не устраивать Турцию.
Американские эксперты утверждают, что Эрдоган надеялся, что израильские удары вынудят переходное правительство в Дамаске запросить у Анкары военной поддержки, благодаря чему она могла бы заменить «Хезболлу» и иранский Корпус исламской революции (КСИР) в качестве буфера на границе с Израилем. Но такого пока не происходит, хотя обозначен фактор потенциального военного противостояния между Израилем и Турцией в Сирии. Израильтяне считают, что Турция, вложившая значительные средства в операцию по свержению Асада, вряд ли откажется от стремления восстановить свое влияние, преобладавшее в эпоху Османской империи, и что в случае распада Сирии она введет на территорию этой страны свои войска.
Сейчас сохраняется критическая ситуация, которую пока контролируют США. Ожидается, что в ближайшее время президент Дональд Трамп примет в Вашингтоне глав МИД Турции и Израиля. По мнению экспертов, окончательное решение Трампа по сирийскому вопросу будет иметь важное значение для дальнейшего хода событий. Пока же на публичном уровне Турция готовится к участию в развитии в Сирии сфер транспорта, энергетики, сельского хозяйства, здравоохранения, экологии и градостроительства. Во всех турецких министерствах назначен специальный советник по сирийскому направлению. США сняли на шесть месяцев некоторые ограничения на ведение дел с Сирией, в то время как Великобритания пока не предприняла никаких шагов по санкциям. Ожидаются и решения ЕС, но есть и опасения, что в Сирии может повториться то, что происходило в Ираке, в Ливии и в Афганистане.
Станислав Тарасов
BY ИА REX
Share with your friend now:
tgoop.com/iarexru/66381