tgoop.com/kremlin_mother_expert/22608
Last Update:
🤦🔥🗺На прошедшем заседании Госсовета, посвящённому поддержке экспортёров, кое-кого не хватало. Владимир Путин – был, он и проводил заседание, главы регионов – были, министры – были, а вот представителей ЦБ не было. И эта маленькая деталь может сильно осложнить развитие экспорта, который и так хромает на обе ноги. По итогам 2024 года ожидается, что объём экспорта составит $470 млрд. Неплохо, но это почти на 27% меньше, чем в 2022 году ($641 млрд).
Губернаторы и министры могут разрабатывать множество различных мер поддержки экспортёров, в том числе весьма эффективных. Помощь в выходе на зарубежные рынки, субсидирование логистических расходов… Но всё это борьба со следствием, а не с причиной, которая заключается в том, что создать в России конкурентный на мировых рынках товар – это дорого. Не важно, о чём идёт речь – будь то просто зерно, металлургия, или какие-нибудь медицинские товары, например. Сейчас нет таких отраслей, которые по умолчанию имели бы безоговорочное преимущество перед зарубежными. К тому же такие меры поддержки обычно обладают целевым характером – они недоступны всем желающим без дополнительных условий.
В каждой отрасли есть свои уникальные проблемы. Сельское хозяйство, например, сталкивается с подорожанием топлива в сезоны посева и сбора урожая, из-за чего приходится ограничивать экспорт нефтепродуктов из России. Но всех объединяет экстремально дорогой капитал. При всём желании невозможно создать стоящий продукт без финансовых вложений. И стоимость заёмного капитала оказывает решающее влияние на экспортные перспективы товаров. Это на внутреннем рынке у отечественной продукции есть преимущество перед импортной за счёт экономии на логистике, расходах на проведение платежей и импортных пошлинах. На зарубежных рынках всё с точностью до наоборот.
Российским экспортёрам всегда приходится конкурировать с другими производителями, которые существуют совсем в иных условиях. «Сбер», например, малому бизнесу предлагает кредиты под 26,5–29,5% годовых. И это неудивительно с учётом ключевой ставки в 19%. Более высокой ставкой отличаются разве что Египет (27,25%) и Турция (50%). В остальных странах бизнес существует в намного более комфортных условиях.
В Еврозоне ставка 3,65%, В США – 5%. Или взять Австралию – крупного поставщика угля (в сфере добычи угля в России сейчас всё плохо). В Японии так и вовсе 0,25%. Но оставим Запад и Японию в стороне – там хватает других расходов, на высокие зарплаты, например. В той же Мексике ставка 10,75%, в Бразилии – 10,5%, в Индии – 6,5%, а в Китае – 3,35%. Конкурировать с производителями, которые в любой момент могут привлечь дешёвый капитал на модернизацию производства, занятие малоперспективное. Путин и ранее говорил, что бороться с инфляцией стоит со стороны развития производства, но ЦБ пока упорно игнорирует такой подход. Заодно такая политика ведёт к дополнительным расходам бюджета на поддержку экспортёров. Компании получают деньги от государства и отдают их банкам, которые готовятся к получению рекордной прибыли.
BY Кремлёвский мамковед
Share with your friend now:
tgoop.com/kremlin_mother_expert/22608