tgoop.com/netlenkanet/22814
Last Update:
70-летие Александра Лукашенко хороший повод высказаться о выросшем внимании к белорусскому лидеру после вторжения в Курскую область. Лукашенко, по версии многих спикеров, оказался чуть ли не главным виновником вторжения ВСУ в Россию, потому что отвел свои войска от границ. Однако обвинения Лукашенко оказались преждевременными. Он на днях прямо сказал, что белорусская армия не будет участвовать ни в какой войне (хоть отводи войска, хоть не отводи).
Белорусская модель, в центре которой автократия Александра Григорьевича, никогда не обладала своим внешнеполитическим проектом и была ведомой в российских проектах. Европеизация Лукашенко не состоялась, ибо была несовместимой с фигурой «батьки». Еще с середины девяностых Лукашенко пошел по «союзному» пути. Борис Николаевич, очнувшийся от перестроечных снов в геополитическом шторме (распад Югославии следом за советским распадом, атаки на газовый транзит РФ руками Украины, НАТО на Востоке), понял вдруг, что России нужны союзники у западных границ. Тем более, что до эры «северных потоков» и новых мечтаний (о конвергенции российского капитала с западным) – транзитный маршрут нефти через Белоруссию в ЕС был вторым после украинизированной «Дружбы». В нулевые «союз» трансформировался в расширенную евразийскую версию (Евразэс).
И выгадывать на создании большого рынка для беспортовой и безгазовой Белоруссии – было внешнеполитической вершиной, на которой батька ещё вел перманентную драку с Москвой за газ и распределение выгод и издержек единого пространства («налоговый маневр», НДС, утильсборы и бесконечное «и т.д.»). В это окунаться не будем, однако Москва со своей стороны не предпринимала никаких усилий, чтобы влиять на политическую элиту Белоруссии. Некоторая ставка на Кебича в 1994 году, кажется, была единственной попыткой (цирк с банкиром Бабарико не в счёт).
Но не смотря на постоянные экономические разборки (ЕС в них 70 лет живет и ничего), Лукашенко устраивал Москву. Однако Лукашенко, мягко говоря, не болел расширением евразийского проекта Украиной, его армия (и силовой блок) никогда не воевала и выполняла функцию защиты конституционного строя. После 2014 года он занял открыто нейтральную позицию, превратив Киев в одного из ключевых экономических партнеров. «Украинская экспансия» батьки свелась к тому, что многие города Украины пересели на городские автобусы белорусского производства, и это был предел для компактной версии диктатуры Лукашенко.
Ну а после 2020 года задачей максимум стало удержание властной конструкции, которую едва не завалили августовские протесты того года. В условиях шаткости белорусская политвертикаль встретила СВО и помимо прочих социально-экономических проблем, участие раздраженного белорусского общества в военном конфликте – попросту бы завалило власть. Об этом нужно говорить прямо.
Многих удивило недавнее заявление батьки про" 99%", а зная манеру Александра Григорьевича откровенничать в форме легкого «троллинга», он даёт понять: Минск получил ультиматум от Запада. Белоруссия в преддверии выборов 2025 года может превратиться в «прокси-фронт» с реинкарнацией политических протестов 2020 года. И при наихудшем сценарии перед Россией встанет вопрос о вводе войск в Минск для спасения Лукашенко. Ведь очевидно, что если невечный, по собственному недавнему признанию, батька падёт, то растворится в новой реальности и затянувшийся "сон о союзном государстве", а батькины "сменщики" уже на 99% к 1% дадут пройти украинским войскам по территории страны. Пожалуй, это главное, что нужно понимать сегодня, рассуждая о "двухстульности" политики Лукашенко.
Поэтому Александру Григорьевичу, в этом изменчивом и хрупком мире, пожелаем долгих лет жизни и всяческих успехов.
@netlenkanet
BY Нетленка
Share with your friend now:
tgoop.com/netlenkanet/22814