tgoop.com/saygin_opinion/10843
Last Update:
В последние пару недель всё чаще читаю о деприватизации. Решил немного разобраться в происходящем. Небольшой ликбез по итогам чтения научных статей и СМИ:
1. Деприватизация - это добровольный отказ от приватизированной ранее у государства или муниципалитета собственности в собственность государства или муниципалитета;
2. Расприватизация - это признание договора приватизации имущества по решению суда незаконным и принудительно возвращается в государственную собственность;
3. Реприватизация - процесс, обратный приватизации, который заключается в повторной приватизации после возвращения в государственную собственность ранее приватизированного объекта по деприватизации и расприватизации;
4. Национализация - процесс обращения частной собственности юридических лиц и граждан имущества в государственную и муниципальную собственность с возмещением стоимости этого имущества и других убытков согласно закону.
Закона о национализации в России нет, хотя обсуждение его идёт кулуарно второй год. Почему нет закона? Потому что там появятся правовые основания для компенсации отчуждённого не только для иностранных владельцев, но и для тех, у кого сечас отбирают имущество по расприватизации. Самое интересное, что и закона о расприватизации в стране нет, поэтому используются разные обходные пути. Ещё интереснее, что нет законов о реприватизации и деприватизации.
Повторюсь, деприватизация - это добровольная передача приватизированного имущества. В России она идёт не добровольно, потому говорить о деприватизации некорректно.
Ещё момент. Есть правовые для всех четырёх явлений в международном праве. Но у нас с 2020 года международное право больше не в приоритете, потому ссылаться на него бесполезно. Равно как и пытаться на его основе конструировать соответствующие законы. Есть традиция национализации, согласно декрету "О земле" 1917 года, но он нарушает сразу ряд международный правовых положений (хотя кого это интересует), однако отсылок к нему фактически тоже нет, но присутствует его дух (потому что нет возможности оспорить подобные решения на основании действующих законов).
Резюме: Вопрос расприватизации становится всё острее. Исков не так, чтобы очень много (Бовт насчитал около 55), но это те, где есть хоть намёки на эти термины, а имущества, приватизированного в 90-е годы по федеральным распоряжениям о приватизации свыше сотни тысяч.
При этом у государства фактически при всём многообразии чиновников отсутствует аппарат управления расприватизированным имуществом, поэтому для управления им на каких-то неведомых основаниях привлекаются неведомые управляющие. Или же это имущество будет заново включено в планы приватизации. Но будет это лет через пять, не ранее.
С учётом того, как расприватизация проводится сейчас, новые собственники заново приватизированного имущества не будут иметь мотивации к его модернизации или поддержанию рабочеспособного состояния. Вся задача будет в максимизации извлечения прибыли из того, что досталось, пока не будет произведена очередная расприватизация.
В подобной ситуации интерес к инвестициям в российские частные предприятия у инвесторов из "дружественных" стран пропадает сам собой. Раз нет чётких рамок и правил игры, то под ударом может оказаться любое юридическое лицо. В таком случае никаких гарантий защиты частных инвестиций быть не может. А раз нет гарантий, то нет и интереса к инвестированию. Таким образом новый необходимый виток модернизации производств придётся делать только на собственных ресурсах и собственном капитале, коего в России всегда наблюдался хронический дефицит
BY Александр Сайгин
Share with your friend now:
tgoop.com/saygin_opinion/10843