Я тут уже несколько раз разорялся на тему ГОСТ и вообще диссертаций. И вот во вчерашнем выпуске ТРВ вышел мой текст в котором я постарался всё собрать вместе и максимально подробно объяснить.
Если коротко и тезисно:
* ГОСТ — гадость и устарел.
* Диссертации штука важная, но подход к к нужно перерабатывать.
* Публичная доступность диссертации куда важнее, чем шрифт и отсутпы.
* Почти всё оформление должно определяться самим советом с учётом специальности и местных правил и традиций.
* Диссертация должна быть обобщённым сборником статей с унифицированными обозначениями и прояснёнными мотивировками.
#матобр@forodirchNEWS
Если коротко и тезисно:
* ГОСТ — гадость и устарел.
* Диссертации штука важная, но подход к к нужно перерабатывать.
* Публичная доступность диссертации куда важнее, чем шрифт и отсутпы.
* Почти всё оформление должно определяться самим советом с учётом специальности и местных правил и традиций.
* Диссертация должна быть обобщённым сборником статей с унифицированными обозначениями и прояснёнными мотивировками.
#матобр@forodirchNEWS
Telegram
trvscience / Троицкий вариант
Как нам обустроить диссертации?
Прошел год с тех пор, как я защитил докторскую диссертацию и демократично выложил ее в открытый доступ. За это время душевные раны затянулись, а побитые места зажили. Стало быть, настал момент залезть на табуретку и высказать…
Прошел год с тех пор, как я защитил докторскую диссертацию и демократично выложил ее в открытый доступ. За это время душевные раны затянулись, а побитые места зажили. Стало быть, настал момент залезть на табуретку и высказать…
👍35❤6🥰6🤡2💯1🤣1
Кофейный теоретик
На физтехе ходят слухи о случае волшебства на БМ школе. Видимо буква «М» тут значит «магия». Кое-какие подобности уже стали публичными см. здесь. Пересказываю как понял. Волшебство случилось с одним юношей. Сначала он не пришёл на лабораторную и не сдал экзамен.…
Уважаемый коллега Ройтерштейн опубликовал свою позицию по данному вопросу (спасибо всем кто прислал). Я процитирую его описание ситуации, но настоятельно рекомендую почитать оригинал поста и, в частности, приложенную служебку.
Что у нас проблемы с административным персоналом — не новость. Уровень "экспертизы" от нашего правового отдела тоже мне хорошо знаком по переговорам. Нести чушь наши "юристы" большие мастера.
Но чем больше я разбираюсь с этой ситуацией, тем больше мне кажется, что у нас очень большие проблемы с учебным управлением. Кое-кто себя явно возомнил корифеем всех наук и великим реформатором.
Штош. Будем думать, что мы можем с этим сделать.
#физтехмагия@forodirchNEWS
Итак, 26 ноября я получил письмо от преподавателей, которые пожаловались на несанкционированные изменения оценок (за практикум по органической химии) в базе данных департамента заведующим кафедрой. Подробности, включая распечатку логов с поминутным хронометражом, приведены в служебной записке на имя ректора. Саму записку со всеми приложениями (все в файле стр. 1-11) я передал в приемную 29 ноября. В течение двух недель я не получил никакого ответа на эту служебную записку (мне лишь сообщили, что она передана проректору Воронову для ответа). В связи с этим я написал новую (стр. 12), которую передал в приемную 16 декабря. На следующий день выяснилось, что в тот же день (16 декабря) мне все же был отправлен ответ от проректора Воронова (стр. 13), но поскольку я не проверял свою физтеховскую почту непрерывно, ответ дошел до меня уже после того, как я отдал в приемную ректора свою служебную записку.
То, что происходило в течение прошедших двух недель отражено в содержании второй служебной записки (стр.12) и я не буду здесь повторяться.
Содержание ответа от А.А.Воронова меня мягко говоря удивило (это описано в ответном письме стр.14) и поставило в некоторое недоумение. Однако через день после этого мне позвонили из приемной ректора (это была инициатива секретаря приемной) с вопросом получил ли я ответ на свою служебную записку. Я объяснил ситуацию и передал свое удивление формой и содержанием полученного ответа, в свою очередь, секретарь приемной предложила мне записаться на прием к Д.В.Ливанову, поскольку ответ проректора меня не удовлетворил, с чем я охотно и согласился. Первоначально приём у ректора был назначен на 23 декабря, однако за два дня до того мне позвонили и предупредили, что он переносится на 13 января, поэтому встреча состоялась только 13 января. Поскольку наша встреча с ректором откладывалась, я решил, что мне следует ответить А.А.Воронову на его письмо (стр.14).
Мои впечатления от встречи с ректором я изложил в своем письме коллегам по департаменту, обращенном к ним, где сообщил о своем решении, я привожу ниже полностью текст этого письма, полагаю мои коллеги не будут на меня за этого в обиде.
В тот же день вечером я обнаружил в своей почте письмо от Н.Е Марецкой (руководитель правового управления МФТИ). (стр. 15-16).
В письме любезно поясняется, что я совершенно неправильно называю действия Д.А.Винника фальсификацией, так как это не фальсификация, а подлог, но соответствует должностной инструкции зав. кафедрой физтеха (я то, по наивности считал, что подлог документов это статья УК РФ № 327, но правовое управление пояснило, что это должностная обязанность).
Желая воздержаться здесь от оценочных суждений, скажу лишь, что все описанное выше я счел неприемлемым для себя и сделал единственно возможное в данной ситуации.
Что у нас проблемы с административным персоналом — не новость. Уровень "экспертизы" от нашего правового отдела тоже мне хорошо знаком по переговорам. Нести чушь наши "юристы" большие мастера.
Но чем больше я разбираюсь с этой ситуацией, тем больше мне кажется, что у нас очень большие проблемы с учебным управлением. Кое-кто себя явно возомнил корифеем всех наук и великим реформатором.
Штош. Будем думать, что мы можем с этим сделать.
#физтехмагия@forodirchNEWS
VK
Дмитрий Ройтерштейн. Пост со стены.
С 30 января я не являюсь более сотрудником физтеха, тем не менее в связи с тем что:
1. За прошед... Смотрите полностью ВКонтакте.
1. За прошед... Смотрите полностью ВКонтакте.
😢68👍38❤6👀2✍1🤡1🤣1
Forwarded from Научная Каторга
На Ваш взгляд, насколько адекватна реакция администрации МФТИ (Ливанов, Воронов, правовой отдел) на ситуацию с подлогом оценок в стенах Физтеха ?
Anonymous Quiz
67%
Лютый кринж
8%
Мелкая шалость
25%
Да что с них взять...
Вчера был день рождения Бориса Николаевича Ельцина, первого президента РФ. Многие отмечают, что именно при нём (и благодаря ему) полки в магазинах стали полными, появились бизнес, интернет и парламент. И вообще, всё хорошее что у нас есть, появилось при нём. И в этом есть немалая доля истины. Только вот…
Как-то, в относительно юном возрасте, то ли на день рождения, то ли на другую дату, я увидел по телевизору (я тогда жил с родителями и смотрел телевизор: давненько это было, да) передачу, в которой покойного славословили. Упирали на его терпимость и незлобивость, на уважительность к политическим оппонентам. Но тут, по неясным причинам, врубилась колонка:
Тут нет гиперболы: именно эта песня группы «Ария» довольно неожиданно и заиграла. И именно эту песню я вспоминаю, когда слышу славословия про любого почившего или бывшего руководителя, не суть какого ранга.
Я иногда позволяю себе поразмышлять о том, как наше несчастливое отечество (и я с ним) оказалось в той точке, в какой оно оказалось. На ум приходят разные предположения, от «сглазили», до географического положения. Гораздо интереснее подумать о том, что же надо сделать, чтобы мы перестали плясать по тем же граблям из раза в раз.
Кажется, что необходимым (но не достаточным) условием тут является пересмотр отношения к правителям. Все они, если вдуматься одинаковы: «Одни клыки и жадность и кровь одна». И чтобы выйти из кровавого круга, давно пора начать к ним относиться соответственно.
И как не вспомнить, про другого деятеля рок движения, Константина Кинчева. Его наградили в 91 году медалью «за защиту белого дома». Но после расстрела парламента из танков, он вернул эту награду «наградителю». И хотя с тех пор Костя наворотил немало того, за что его поклонникам очень неловко, но тот поступок с большой буквы, останется за ним. Как и стихи, которые не хуже стихов Маргариты Пушкиной:
Всё было сказано уже тогда. Всё было проговорено. И сегодня многим стоит помнить о тех, старых песнях:
И, возвращаясь к Борису Николаевичу. За полные полки ему действительно стоит сказать «спасибо». Но и за его последнего премьер-министра, который у нас теперь един и несменяем, за семейство Кадыровых, за «семью», за политзаключённых и первые политические репрессии новой России тоже поблагодарим его.
Такие дела. Берегите себя.
Как-то, в относительно юном возрасте, то ли на день рождения, то ли на другую дату, я увидел по телевизору (я тогда жил с родителями и смотрел телевизор: давненько это было, да) передачу, в которой покойного славословили. Упирали на его терпимость и незлобивость, на уважительность к политическим оппонентам. Но тут, по неясным причинам, врубилась колонка:
Это все обман, что он был самым добрым царем
Это все неправда - он правил огнем и мечом.
Тут нет гиперболы: именно эта песня группы «Ария» довольно неожиданно и заиграла. И именно эту песню я вспоминаю, когда слышу славословия про любого почившего или бывшего руководителя, не суть какого ранга.
Люди, как звери, когда власть над миром дана.
Я иногда позволяю себе поразмышлять о том, как наше несчастливое отечество (и я с ним) оказалось в той точке, в какой оно оказалось. На ум приходят разные предположения, от «сглазили», до географического положения. Гораздо интереснее подумать о том, что же надо сделать, чтобы мы перестали плясать по тем же граблям из раза в раз.
Царь должен быть святым, и право не дано
Свергать зверью с небес величие его
Кажется, что необходимым (но не достаточным) условием тут является пересмотр отношения к правителям. Все они, если вдуматься одинаковы: «Одни клыки и жадность и кровь одна». И чтобы выйти из кровавого круга, давно пора начать к ним относиться соответственно.
И как не вспомнить, про другого деятеля рок движения, Константина Кинчева. Его наградили в 91 году медалью «за защиту белого дома». Но после расстрела парламента из танков, он вернул эту награду «наградителю». И хотя с тех пор Костя наворотил немало того, за что его поклонникам очень неловко, но тот поступок с большой буквы, останется за ним. Как и стихи, которые не хуже стихов Маргариты Пушкиной:
Ты, видимо, все перепутал:
Оккупантом не может быть партизан.
Всё было сказано уже тогда. Всё было проговорено. И сегодня многим стоит помнить о тех, старых песнях:
Я знаю, ты сам рвался в пекло.
Я верю тебе - ты шел до конца.
Но чем круче взял, тем страшнее похмелье.
Когда ты вернулся, ты сжег ордена.
И, возвращаясь к Борису Николаевичу. За полные полки ему действительно стоит сказать «спасибо». Но и за его последнего премьер-министра, который у нас теперь един и несменяем, за семейство Кадыровых, за «семью», за политзаключённых и первые политические репрессии новой России тоже поблагодарим его.
Такие дела. Берегите себя.
👍59🥴16🤡13👎6😢6💯6❤4🤷♂1👏1
AMMPIS.pdf
222 KB
Про наш семинар по Некоммутативной геометрии я уже рассказывал.
В прошлом году по случаю ломоносовских чтений мы делали большой рассказ. А теперь ещё и выходит текст с рассказом о семинаре и обзором некоторых результатов. Масштаб, честно говоря, поражает:
Хотя семинар у нас, прямо скажем, не научно популярный, и копают дорогие докладчики "на полный штык", очень радует, что интерес к нему есть. Люди приходят, слушают, делают свои доклады. Особенно радует изобилие "молодых докладчиков" (все кто младше меня) и широкий спектр тем: мы не замкнулись на каком-то узком куске математики.
Через пару недель академический сезон у нас возобновится, так что если вам интересно получать рассылку пишите в бот @ForodirchBot свою почту — добавлю вас в рассылку. Или можно подписаться на гугл календарь (ссылка есть на странице семинара). А прошедшие доклады последних лет (почти все) у нас на ютюбчике.
Ну а текст про семинар можно свободно прочитать в приложении. Скоро он и на странице журнала появится. А пока — считайте за эксклюзив 😊
В прошлом году по случаю ломоносовских чтений мы делали большой рассказ. А теперь ещё и выходит текст с рассказом о семинаре и обзором некоторых результатов. Масштаб, честно говоря, поражает:
Главная ценность семинара — наши докладчики. Приблизительная
оценка свидетельствует о том, что за время существования семинара с 1970 г. было прочитано
не менее 1300 докладов, составивших основу появившегося раздела математики, который сейчас
носит название “некоммутативная геометрия”.
Хотя семинар у нас, прямо скажем, не научно популярный, и копают дорогие докладчики "на полный штык", очень радует, что интерес к нему есть. Люди приходят, слушают, делают свои доклады. Особенно радует изобилие "молодых докладчиков" (все кто младше меня) и широкий спектр тем: мы не замкнулись на каком-то узком куске математики.
Через пару недель академический сезон у нас возобновится, так что если вам интересно получать рассылку пишите в бот @ForodirchBot свою почту — добавлю вас в рассылку. Или можно подписаться на гугл календарь (ссылка есть на странице семинара). А прошедшие доклады последних лет (почти все) у нас на ютюбчике.
Ну а текст про семинар можно свободно прочитать в приложении. Скоро он и на странице журнала появится. А пока — считайте за эксклюзив 😊
❤11👍3🔥2
Кейс «Ройтерштейн против привилегированного студента», назовём его так, развивается дальше. Завкафедрой Винник даёт публичное объяснение, которое сводится к тому, что оценки никто не менял, лабораторные сделаны студентом самостоятельно (во время болезни видимо) и всем всё показалось. Кто читал текст Дмитрия Михайловича (и приложенную служебку) могут найти место где Винник кривит против реальности самостоятельно. Предполагаю, кстати, что где-то сегодня ночью будет гореть свет и кто-то будет всю ночь "изображать" результаты лабы. Но это, конечно, не точно.
Кстати, заведующий кафедрой мог бы ещё упомянуть что помимо Дмитрия Ройтерштейна с кафедры и ещё два человека уволилось в знак протеста.
В тоже время ректор Ливанов заявил, что «В МФТИ нет и не может быть привилегированных студентов». На сей счёт он высказался официально. Золотые слова! Всецело поддерживаю.
Создана целая комиссия для: «проверки информации, размещенной в социальных сетях и средствах массовой информации бывшим сотрудником». Состав комиссии: председатель Максимычев (по сути подчинённый проректора), Молчанов, Ахмедов, Гуз, Толасова (блондинка с физтеха, которая) и три студента. Зачем там студенты я не понимаю, потому что их права вроде никак не ущемлены. Итого большая часть комиссии (при всём уважении) или имеет конфликт интересов, или не имеет никакого отношения к конфликту.
Что радует, так это реакция сообщества.
Появилось открытое письмо которое можно подписать (я подписал и вас призываю к тому же) вот здесь. Или внизу открытого письма вписать.
Самое главное в этом письме и в других реакциях из соцсетей это глубокое возмущение этим бардаком: фальсификацией оценок, глупостями учебной части и явной профнепригодностью некоторых «начальников».
Думаю, что исход всего этого конфликта мягко говоря не предрешён, и сильно зависит от дальнейших действий физтехов. Со своей стороны сообщу, что профсоюз «Университетская солидарность» уже высказал свою озабоченность ситуацией в письме ректору.
#физтехмагия@forodirchNEWS
Кстати, заведующий кафедрой мог бы ещё упомянуть что помимо Дмитрия Ройтерштейна с кафедры и ещё два человека уволилось в знак протеста.
В тоже время ректор Ливанов заявил, что «В МФТИ нет и не может быть привилегированных студентов». На сей счёт он высказался официально. Золотые слова! Всецело поддерживаю.
Создана целая комиссия для: «проверки информации, размещенной в социальных сетях и средствах массовой информации бывшим сотрудником». Состав комиссии: председатель Максимычев (по сути подчинённый проректора), Молчанов, Ахмедов, Гуз, Толасова (блондинка с физтеха, которая) и три студента. Зачем там студенты я не понимаю, потому что их права вроде никак не ущемлены. Итого большая часть комиссии (при всём уважении) или имеет конфликт интересов, или не имеет никакого отношения к конфликту.
Что радует, так это реакция сообщества.
Появилось открытое письмо которое можно подписать (я подписал и вас призываю к тому же) вот здесь. Или внизу открытого письма вписать.
Самое главное в этом письме и в других реакциях из соцсетей это глубокое возмущение этим бардаком: фальсификацией оценок, глупостями учебной части и явной профнепригодностью некоторых «начальников».
Думаю, что исход всего этого конфликта мягко говоря не предрешён, и сильно зависит от дальнейших действий физтехов. Со своей стороны сообщу, что профсоюз «Университетская солидарность» уже высказал свою озабоченность ситуацией в письме ректору.
#физтехмагия@forodirchNEWS
VK
Уважаемые студенты, коллеги и все заинтересованные в развитии образовательного процесса!
Меня зовут Денис Винник, я заведующий кафедрой физической химии МФТИ, доктор наук, профессор с многолетним опытом работы в науке и образо..
❤43👍14🎉12🔥2
Курс по грубой геометрии в независимом университете будет по средам с 17.30. Сначала лекция, потом что-то вроде семинара. Первая лекция будет 19го февраля аудитория 310. Если вы хотите слушать курс, надо написать мне в бот @ForodirchBot чтобы я добавил вас в группу. Там будут всякие доп.материалы и прочая полезная информация.
Аннотация курса:
На курсе будет рассказано про грубую геометрию. Наука, появившаяся как попытка решить гипотезы Баума-Кона и Новикова, однако уже вышедшая за пределы этих задач.
В основе курса лежит идея грубого отображения: при котором расстояние между точками меняется но контролируемым образом. Главный пример, демонстрирующий идею этого подхода, в том, что прямая грубо эквивалентна целочисленной решётке.
Такой подход может быть потенциально интересен для приложений (идея решать не точное уравнение, а приближённое). Кроме того по ходу курса будут затронуты самые разные разделы современной математики: аменабельность, тип роста, различные типа компактификаций, гиперболичность и т.д..
Программа курса:
1. Грубые отображения, грубые эквивалентности.
2. Теорема Шварца—Милнора.
3. Грубые структуры.
4. Компактификации: по Александрову, Хигсону, Фрейденталю. Грубые компактификации.
5. Условия метризуемости и геодезичности. Грубая топологическая структура.
6. Рост пространств.
7. Аменабельность и теорема Фёльнера.
8. Гиперболичность по Громову.
9. CAT-классификация.
10. Грубые вложения, асимптотическая размерность.
11. Препятствия к вложимости: экспандеры, Т-свойство Каждана.
12. Грубые неподвижные точки.
Литература (несколько произвольный выбор):
M. Gromov. «Asymptotic invariants for infinite groups,» в: под ред. G. Nibloи M. Roller. Т. 2. Geometric GroupTheory. Cambridge UniversityPress, 1993,с. 1—295.
Guoliang Yu. «The coarse Baum–Connes conjecture for spaces which admit auniform embedding into Hilbert space». В: Invent. Math. 139 (2000), с. 201—240. doi: 10 . 1007 / s002229900032
John Roe. «Lectures on coarse geometry». В: 2003.
Tomohiro Fukaya. Coarse dynamics and fixed point property. 2008. eprint:arXiv:0812.3475.
Jared R. Bunn. «Bounded Geometry and Property A for NonmetrizableCoarse Spaces». University of Tennessee, 2011. url: https://trace.tennessee.edu/utk_graddiss/953.Jesus
A Alvarez Lopez и Alberto Candel. Generic coarse geometry of leaves.en. 1-е изд. Lecture notes in mathematics. Cham, Switzerland: SpringerInternational Publishing, июль 2018.
M. Hull. Hyperbolic groups. url: https://homepages.math.uic.edu/~mbhull/hyperbolic%20lecture%20notes.pdf.
Аннотация курса:
На курсе будет рассказано про грубую геометрию. Наука, появившаяся как попытка решить гипотезы Баума-Кона и Новикова, однако уже вышедшая за пределы этих задач.
В основе курса лежит идея грубого отображения: при котором расстояние между точками меняется но контролируемым образом. Главный пример, демонстрирующий идею этого подхода, в том, что прямая грубо эквивалентна целочисленной решётке.
Такой подход может быть потенциально интересен для приложений (идея решать не точное уравнение, а приближённое). Кроме того по ходу курса будут затронуты самые разные разделы современной математики: аменабельность, тип роста, различные типа компактификаций, гиперболичность и т.д..
Программа курса:
1. Грубые отображения, грубые эквивалентности.
2. Теорема Шварца—Милнора.
3. Грубые структуры.
4. Компактификации: по Александрову, Хигсону, Фрейденталю. Грубые компактификации.
5. Условия метризуемости и геодезичности. Грубая топологическая структура.
6. Рост пространств.
7. Аменабельность и теорема Фёльнера.
8. Гиперболичность по Громову.
9. CAT-классификация.
10. Грубые вложения, асимптотическая размерность.
11. Препятствия к вложимости: экспандеры, Т-свойство Каждана.
12. Грубые неподвижные точки.
Литература (несколько произвольный выбор):
M. Gromov. «Asymptotic invariants for infinite groups,» в: под ред. G. Nibloи M. Roller. Т. 2. Geometric GroupTheory. Cambridge UniversityPress, 1993,с. 1—295.
Guoliang Yu. «The coarse Baum–Connes conjecture for spaces which admit auniform embedding into Hilbert space». В: Invent. Math. 139 (2000), с. 201—240. doi: 10 . 1007 / s002229900032
John Roe. «Lectures on coarse geometry». В: 2003.
Tomohiro Fukaya. Coarse dynamics and fixed point property. 2008. eprint:arXiv:0812.3475.
Jared R. Bunn. «Bounded Geometry and Property A for NonmetrizableCoarse Spaces». University of Tennessee, 2011. url: https://trace.tennessee.edu/utk_graddiss/953.Jesus
A Alvarez Lopez и Alberto Candel. Generic coarse geometry of leaves.en. 1-е изд. Lecture notes in mathematics. Cham, Switzerland: SpringerInternational Publishing, июль 2018.
M. Hull. Hyperbolic groups. url: https://homepages.math.uic.edu/~mbhull/hyperbolic%20lecture%20notes.pdf.
✍12👍11❤5🔥3
о рекламе на канале. Отвлечемся на воскресенье от наших чудес в решете фбмф.
Я никогда не размещал тут платных объявлений. Были взаимные репосты, много раз я вешал тут репосты из небольших (или больших) каналов "по просьбе" и так далее. Но именно коммерческих постов тут никогда не было.
Врать не буду, иногда (последнее время чаще) ко мне обращаются с коммерческими предложениями и я всегда отказывался. Однако времена меняются, я стал несколько более алчен чем раньше. В связи с чем начал задумываться о том, чтобы в следующий раз согласиться. Но для меня (как я уже писал несколько раз) действительно очень важна активная включённость дорогих подписчиков.
Сразу скажу, что мои представления о рекламе таковы:
1. Рекламных постов минимум. Чаще чем раз в неделю точно не будет 😊
2. Онлайн казино и прочего скама не будет 😊
3. Коммерческие посты будут явным образом отмаркированы.
С учётом сказанного, хочу спросить, не отпугнёт ли вас появление коммерческого контента согласно оговоренным правилам?
Я никогда не размещал тут платных объявлений. Были взаимные репосты, много раз я вешал тут репосты из небольших (или больших) каналов "по просьбе" и так далее. Но именно коммерческих постов тут никогда не было.
Врать не буду, иногда (последнее время чаще) ко мне обращаются с коммерческими предложениями и я всегда отказывался. Однако времена меняются, я стал несколько более алчен чем раньше. В связи с чем начал задумываться о том, чтобы в следующий раз согласиться. Но для меня (как я уже писал несколько раз) действительно очень важна активная включённость дорогих подписчиков.
Сразу скажу, что мои представления о рекламе таковы:
1. Рекламных постов минимум. Чаще чем раз в неделю точно не будет 😊
2. Онлайн казино и прочего скама не будет 😊
3. Коммерческие посты будут явным образом отмаркированы.
С учётом сказанного, хочу спросить, не отпугнёт ли вас появление коммерческого контента согласно оговоренным правилам?
👍165❤25🤣5🤡3💩2😢1
#AI сможет написать симфонию? Оперу? Сценарий? За симфонии не знаю, оперу (в смысле сотруднику) — наверняка, если дать доступ к почте, а вот сценарий вообще запросто. Например вот видео, которое снято по сценарию, который написал ChatGPT. Запрос ожидаемо сюрреалистичный: "один дома в стиле Балабанова". Фильм получился короткий, но как по мне — очень крутой. И уж точно вполне "смотрибельный". Мне, правда, показалось, что от Балабанова там сильно больше, чем от "один дома", но это уж детали.
При этом хорошо видно, что плоский сценарий (откровенно говоря — никакой), превращают в нечто классное талантливые люди: постановка кадра, актёрская игра... Это #AI, вполне очевидно, сгенерировать не может. В общем, вполне очевидно, что Мурка в исполнении симфонического оркестра звучит тоже совсем не так, как под разбитую гитару хриплым голосом.
В общем, хороший повод вспомнить, что ИИ это инструмент. Удобный, полезный, переворачивающий многое (корректоры, составители дурных бумажек типа РУПов, плохие редакторы и прочие дармоеды — для вас плохие новости), но всё же инструмент. Который (пока) не сможет работать без белкового оператора.
При этом хорошо видно, что плоский сценарий (откровенно говоря — никакой), превращают в нечто классное талантливые люди: постановка кадра, актёрская игра... Это #AI, вполне очевидно, сгенерировать не может. В общем, вполне очевидно, что Мурка в исполнении симфонического оркестра звучит тоже совсем не так, как под разбитую гитару хриплым голосом.
В общем, хороший повод вспомнить, что ИИ это инструмент. Удобный, полезный, переворачивающий многое (корректоры, составители дурных бумажек типа РУПов, плохие редакторы и прочие дармоеды — для вас плохие новости), но всё же инструмент. Который (пока) не сможет работать без белкового оператора.
YouTube
"ОДИН ДОМА" в стиле БАЛАБАНОВА | Сценарий от ChatGPT | Короткометражный фильм | Новый Год 2025
Мы попросили ChatGPT написать сценарий вдохновленный культовым «Один дома», и в стиле не менее культового режиссера Алексея Балабанова («Груз-200», «Брат 2»). Новый взгляд на классическую историю, пропитанная атмосферой 90-х.
Николай Шестак - Режиссер…
Николай Шестак - Режиссер…
👀9👍3✍2❤1
Я люблю свою работу! Я приду сюда в субботу,
И конечно воскресенье. Здесь я встречу День Рождения...
Я не очень люблю этот праздник, как и другие "календарные мероприятия", но бывает очень приятно, когда выясняешь, что несмотря на желчный характер немалое количество людей о тебе вспоминает и пишет что-то приятное.
Отдельное pleasure когда (как сегодня) ничего праздновать-то и не хочешь, и вообще на работе (у нас тут физтех олимпиада на выезде). А студенты, с которыми я сюда приехал (и с которыми почти что не знаком) берут и дарят тебе тортик и всячески поздравляют.
В каком-то смысле рекорд у меня был порядочное число лет назад, когда у меня др выпал на рабочий день в институте. И все 3 группы, у которых я вёл занятия в тот день, подарили мне по тортику не сговариваясь. А нам даже чаю с ними было негде выпить) Пришлось везти домой всю стопку 😊
А вообще, что радует, так это то, что к моим годикам рядом со мной есть и студенты, с которыми удаётся нормально общаться человеческим языком, и друзья, с которыми рядом мы уже э... много лет.
В общем, спасибо всем кто поздравил, кто поздравит и кто забудет поздравить (и будет записан в чёрную книжечку) 😊
Будем кряхтеть дальше 😊
24❤120🎉54👍4👀4
Снова к магии и кейсу Ройтерштейна.
Опубликовано решение комиссии о расследовании. В целом, решение "ни о чём", но несколько моментов выделю.
Обстановка, конечно, накалилась сама по себе. И умные действия зав кафедрой Винника не имели к этому никакого отношения. Да так, что аж три человека с кафедры уволилось.
Председатель Максимычев вообще считает, что
Мне это напоминает старый анекдот: при столкновении автомобилей bentley и ягуар виновным в ДТП был признан патруль ДПС.
Само решение комиссии, впрочем, более осмысленно, и я зафиксирую два пункта:
Перевожу с канцелярского на русский: да, завкафедрй офигел. Да, по шапке получит. Да, тому из-за кого всё произошло пальцем погрозят (возможно уже).
При этом открытое письмо подписало далеко за сотню человек (по-моему скорее за двести, но пересчитывать лень). Ответа на него нет. На запрос от "Университетской солидарности" ответа нет.
Ну подождём ответов.
Чтобы было понятно, что мне не нравится, сформулирую основные на мой взгляд проблемы, которые сейчас очень хорошо подсвечены этим магическим кейсом.
1. Состояние кафедры физхимии. Бредовая БРС введена, троих преподаватей с кафедры выжили. Курс неорганической химии по сути развалили. Дальше видимо надо ждать челябинских специалистов которые будут вести что скажут и как скажут.
2. Отсутствует явно и публично сформулированный месседж, что переправлять оценки задним числом — неприлично. Правда, есть у меня слухи, что неформально такой месседж имеется.
3. Нет (в данный момент) конкретных последствий для тех, кто эту ситуацию устроил.
Штош. Продолжим наблюдения.
#физтехмагия@forodirchNEWS
Опубликовано решение комиссии о расследовании. В целом, решение "ни о чём", но несколько моментов выделю.
Участники дискуссии заверили ректора, что причина разногласий в накаленной обстановка внутри коллектива. Комиссия заключила, что внесения изменений в административно-уставную документацию не требуется, поскольку ситуация носила исключительный характер.
Обстановка, конечно, накалилась сама по себе. И умные действия зав кафедрой Винника не имели к этому никакого отношения. Да так, что аж три человека с кафедры уволилось.
Председатель Максимычев вообще считает, что
При этом, на мой взгляд, наиболее пострадавшей стороной оказался тот самый студент. Он оказался триггером этого конфликта и тем тонким местом, где противоречия в коллективе выплеснулись наружу
Мне это напоминает старый анекдот: при столкновении автомобилей bentley и ягуар виновным в ДТП был признан патруль ДПС.
Само решение комиссии, впрочем, более осмысленно, и я зафиксирую два пункта:
1. Обсуждаемая ситуация со студентом МФТИ является следствием конфликта между сотрудниками внутри недавно образованной кафедры физической химии и конфликта заведующего кафедрой физической химии Винника Д.А. с частью преподавателей кафедры.
2. Развитию конфликта и переходу его в публичную сферу способствовали некомпетентные действия руководства кафедры, обостренные отсутствием должной реакции со стороны администрации института.
Перевожу с канцелярского на русский: да, завкафедрй офигел. Да, по шапке получит. Да, тому из-за кого всё произошло пальцем погрозят (возможно уже).
При этом открытое письмо подписало далеко за сотню человек (по-моему скорее за двести, но пересчитывать лень). Ответа на него нет. На запрос от "Университетской солидарности" ответа нет.
Ну подождём ответов.
Чтобы было понятно, что мне не нравится, сформулирую основные на мой взгляд проблемы, которые сейчас очень хорошо подсвечены этим магическим кейсом.
1. Состояние кафедры физхимии. Бредовая БРС введена, троих преподаватей с кафедры выжили. Курс неорганической химии по сути развалили. Дальше видимо надо ждать челябинских специалистов которые будут вести что скажут и как скажут.
2. Отсутствует явно и публично сформулированный месседж, что переправлять оценки задним числом — неприлично. Правда, есть у меня слухи, что неформально такой месседж имеется.
3. Нет (в данный момент) конкретных последствий для тех, кто эту ситуацию устроил.
Штош. Продолжим наблюдения.
#физтехмагия@forodirchNEWS
1👍44✍6🤷♂3❤1🥱1
Forwarded from Техножрица 👩💻👩🏫👩🔧
Tl;Dr: early-GROK-3 смог правильно решить задачку по комбинаторной теории групп, на которой другие LLM-ки делали одну и ту же надоедливую ошибку. Дальше будут подробности ( 🤓 ).
Жаловалась я вчера коллегам, что ни одна из известных мне LLM-ок не понимает до конца, что такое математическое доказательство и при попытках решать те задачи на доказательство, которые НЕ являются школьными и НЕ входят в стандартный курс вышмата, все они любят уходить в словоблудие и запутываться. В частности, ни GPT-4o обычный, ни GPT-4o с обоснуем, ни DeepSeek-v3, ни DeepSeek-R1, ни LLaMA-70B не смогли правильно решить одну из самых простых задачек к спецкурсу по комбинаторной теории групп ( https://www.tgoop.com/forodirchNEWS/2860 ). Задачка (в переводе на английский - с ним модели в среднем работают лучше) звучит так:
И все они вроде бы вначале генерировали правильные рассуждения (кроме LLaMA-70B: та сразу уходила куда-то не в ту степь), но потом делали одну и ту же ошибку: заявляли, что якобы централизатор элемента w - это <w> (т.е. циклическая группа, порожденная элементом w) либо <w^k> (т.е. порожденная степенью элемента w). В ответ на это я предлагала контрпример: допустим, w == a^3, где a - один из генераторов свободной группы. Тогда a^2 тоже коммутирует с w. Но a^2 не входит в <w>. Как так?
Увидев контрпример, LLM-ки либо начинали думать, что этот контрпример доказывает, что централизатор - не циклическая группа (что неверно; на самом деле, в нем централизатор - это просто <a>), либо просто уходили в словоблудие, в котором сами же и запутывались. 🥴
Услышав о данной проблеме, один коллега посоветовал испытать Grok 3 на https://lmarena.ai/ . Я, честно говоря, ожидала, что он будет ещё тупее, и не особо надеялась на результат. Однако, Grok 3, к моему сильнейшему удивлению, решил задачу правильно! При этом, судя по отсутствию задержки в ответе, он не использовал предварительный thinking, как R1.
После этого я попробовала протестировать его и на более сложной задаче из того же спецкурса:
Эта задача отличается тем, что на нее очень сложно найти решение в интернете. Мне вот, например, удалось его найти только в оригинальной статье с отвратительным качеством скана, которую пришлось качать через sci-hub. С другой стороны, на архиве довольно легко найти решение для одного частного случая и решить общий случай по аналогии (что я сама и сделала, так как разбирать запутанное оригинальное доказательство было выше моих сил).
К моему удивлению, на этой задаче модели тоже удалось сгенерировать верное доказательство (правда, не сразу, а с третьего раза: в первых двух я забывала включить в промпт определение группы BS(m, n), и модель писала определение неправильно, от чего запутывалась). Суть доказательства заключается в том, чтобы построить правильный гомоморфизм из группы в её собственную подгруппу, а затем показать, что он, с одной стороны, сюръективен, а с другой - имеет ненулевое ядро. Таким образом, показывается, что группа BS изоморфна своей собственной подгруппе, что и является определением не-Хопфовости. И в самом деле, гроку удалось найти нужный гомоморфизм!
Интересно, что в двух других генерациях Грок предложил другие гомоморфизмы, но проверять их правильность мне уже не хватило сил. Вообще, проверка длинных полотен многословных нейросетевых доказательств требует большой внимательности, сосредоточенности и времени - то есть, всего того, чего у меня на данный момент нет.🤬
#генерация #математика
Жаловалась я вчера коллегам, что ни одна из известных мне LLM-ок не понимает до конца, что такое математическое доказательство и при попытках решать те задачи на доказательство, которые НЕ являются школьными и НЕ входят в стандартный курс вышмата, все они любят уходить в словоблудие и запутываться. В частности, ни GPT-4o обычный, ни GPT-4o с обоснуем, ни DeepSeek-v3, ни DeepSeek-R1, ни LLaMA-70B не смогли правильно решить одну из самых простых задачек к спецкурсу по комбинаторной теории групп ( https://www.tgoop.com/forodirchNEWS/2860 ). Задачка (в переводе на английский - с ним модели в среднем работают лучше) звучит так:
Proof that centralizer of an arbitrary element (word) in a free group is a cyclic group.
И все они вроде бы вначале генерировали правильные рассуждения (кроме LLaMA-70B: та сразу уходила куда-то не в ту степь), но потом делали одну и ту же ошибку: заявляли, что якобы централизатор элемента w - это <w> (т.е. циклическая группа, порожденная элементом w) либо <w^k> (т.е. порожденная степенью элемента w). В ответ на это я предлагала контрпример: допустим, w == a^3, где a - один из генераторов свободной группы. Тогда a^2 тоже коммутирует с w. Но a^2 не входит в <w>. Как так?
Увидев контрпример, LLM-ки либо начинали думать, что этот контрпример доказывает, что централизатор - не циклическая группа (что неверно; на самом деле, в нем централизатор - это просто <a>), либо просто уходили в словоблудие, в котором сами же и запутывались. 🥴
Услышав о данной проблеме, один коллега посоветовал испытать Grok 3 на https://lmarena.ai/ . Я, честно говоря, ожидала, что он будет ещё тупее, и не особо надеялась на результат. Однако, Grok 3, к моему сильнейшему удивлению, решил задачу правильно! При этом, судя по отсутствию задержки в ответе, он не использовал предварительный thinking, как R1.
После этого я попробовала протестировать его и на более сложной задаче из того же спецкурса:
Proof that Baumslag–Solitar group $BS(m, n) = <a, t | t^{-1}a^mt = a^n>$ is not Hopfian when m and n are mutually prime.
Эта задача отличается тем, что на нее очень сложно найти решение в интернете. Мне вот, например, удалось его найти только в оригинальной статье с отвратительным качеством скана, которую пришлось качать через sci-hub. С другой стороны, на архиве довольно легко найти решение для одного частного случая и решить общий случай по аналогии (что я сама и сделала, так как разбирать запутанное оригинальное доказательство было выше моих сил).
К моему удивлению, на этой задаче модели тоже удалось сгенерировать верное доказательство (правда, не сразу, а с третьего раза: в первых двух я забывала включить в промпт определение группы BS(m, n), и модель писала определение неправильно, от чего запутывалась). Суть доказательства заключается в том, чтобы построить правильный гомоморфизм из группы в её собственную подгруппу, а затем показать, что он, с одной стороны, сюръективен, а с другой - имеет ненулевое ядро. Таким образом, показывается, что группа BS изоморфна своей собственной подгруппе, что и является определением не-Хопфовости. И в самом деле, гроку удалось найти нужный гомоморфизм!
Интересно, что в двух других генерациях Грок предложил другие гомоморфизмы, но проверять их правильность мне уже не хватило сил. Вообще, проверка длинных полотен многословных нейросетевых доказательств требует большой внимательности, сосредоточенности и времени - то есть, всего того, чего у меня на данный момент нет.
#генерация #математика
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
Кофейный теоретик
Конспект с\к по комбинаторной теории групп готов. В силу ряда причин я читал в этом семестре лекции с презентациями и решил свести всё вместе. Потребовало это сведение несколько больших усилий, чем я предполагал: взыграл не пойми откуда взявшийся перфекционизм.…
❤29👍12
Техножрица 👩💻👩🏫👩🔧
Tl;Dr: early-GROK-3 смог правильно решить задачку по комбинаторной теории групп, на которой другие LLM-ки делали одну и ту же надоедливую ошибку. Дальше будут подробности ( 🤓 ). Жаловалась я вчера коллегам, что ни одна из известных мне LLM-ок не понимает…
Я очень (неиронично!) рад такому использованию курса КТГ. Но и не могу не вспомнить #онегдот который тут уже постил:
Умер математик, попал на небо и спрашивает Создателя, скажи, а в чем был смысл моей жизни?
— ну вот помнишь, вы ехали с коллегами в поезде на конференцию и по дороге доказали гипотезу Эрдеша?
— конечно помню! Такие моменты не забываются.
— помнишь, вы даже успели написать статью и загрузить её в arXiv ещё до приезда на конференцию?
— да, так и было
— ты, наверное, знаешь, что потом на этих статьях тренировали Большую Машину, искусственный интеллект, который сейчас занимается математикой?
— ну наверное, да, на чем ещё
— ну вот
....
— ну... то есть... Ну то есть, хотя бы можно сказать, что те невероятные по красоте доказательства, которые находит Большая Машина, хотя бы частично обязаны нашей работе?
— Не совсем, благодаря вашей статье она чуть лучше начала разбираться в ЛаТеХе...
Умер математик, попал на небо и спрашивает Создателя, скажи, а в чем был смысл моей жизни?
— ну вот помнишь, вы ехали с коллегами в поезде на конференцию и по дороге доказали гипотезу Эрдеша?
— конечно помню! Такие моменты не забываются.
— помнишь, вы даже успели написать статью и загрузить её в arXiv ещё до приезда на конференцию?
— да, так и было
— ты, наверное, знаешь, что потом на этих статьях тренировали Большую Машину, искусственный интеллект, который сейчас занимается математикой?
— ну наверное, да, на чем ещё
— ну вот
....
— ну... то есть... Ну то есть, хотя бы можно сказать, что те невероятные по красоте доказательства, которые находит Большая Машина, хотя бы частично обязаны нашей работе?
— Не совсем, благодаря вашей статье она чуть лучше начала разбираться в ЛаТеХе...
😁69✍31🤣16😢6❤1👍1
Ну и физтехам рекомендую обратить внимание на новый пятничный семинар:
👍5
Forwarded from Семинар по теоретической информатике
Уже в эту пятницу состоится первая в истории встреча семинара! Открывать его будет Игорь Шиманогов, в течение нескольких заседаний он расскажет о счётных булевых алгебрах.
ПЯТНИЦА 21.02 18:30 907КПМ
ПЯТНИЦА 21.02 18:30 907КПМ
🔥19👍6
Прошу прощения за серию репостов, на следующей неделе будет опять оригинальный контент. Но мы тут записали видос про трудовые договоры. Тема очень важная, много вопросов вызывает. Так что, держите. Лайк шер очень приветствуются. Ну и на канал унисола подписывайтесь!
👍17
Forwarded from Университетская солидарность
На дне образования: Трудовые договоры
В этом выпуске "На дне образования" мы расскажем о важнейшем документе, с которого начинается трудовой путь каждого.
Какими бывают трудовые договоры? Что должен в себя включать трудовой договор, а чего в нем быть не должно? Как защитить себя от манипуляций работодателя? И, наконец, что такое бессрочный договор, и как можно его заключить - об этом и многом другом в новом выпуске.
Знание своих прав и трудового законодательства - лучший способ защитить себя. Поделитесь этим видео с коллегами!
ВК видео
Запрещенная соцсеть
Запрещенный стриминг
В этом выпуске "На дне образования" мы расскажем о важнейшем документе, с которого начинается трудовой путь каждого.
Какими бывают трудовые договоры? Что должен в себя включать трудовой договор, а чего в нем быть не должно? Как защитить себя от манипуляций работодателя? И, наконец, что такое бессрочный договор, и как можно его заключить - об этом и многом другом в новом выпуске.
Знание своих прав и трудового законодательства - лучший способ защитить себя. Поделитесь этим видео с коллегами!
ВК видео
Запрещенная соцсеть
Запрещенный стриминг
🔥23👏8❤4👍4
Сплайны.pdf
272.8 KB
Сплайны и #научпоп
Когда-то давно, Илья Богданов надоумил меня, что для демонстрации свойств сопряжённого пространства с первокурсниками можно вывести интерполяционный многочлен Лагранжа. Чуток подумав, я придумал как выводить ещё и сплайны. Заодно, "даром" получается и формула Тейлора.
В результате получился материал для семинара, который я каждый год и провожу у первокурсников в подходящий момент.
В этом году я полез перед семинаром в поиске ссылки и выяснил (к вящему изумлению), что найти место где бы это было изложено таким образом я не могу. Так что пришлось написать текст.
Не вполне могу оценить новизну: результаты все общеизвестные, но подход условно оригинальный.
В общем я наверное через какое-то время этот текст попробую дооформить как самостоятельный текст в каком-нибудь издании (надбавка за публикации сама себя не увеличит), но прямщас выложу в открытый доступ имеющуюся версию текста.
Буду признателен за библиографические рекомендации (вдруг кто знает где это изложено) ну и если в тексте есть какие-то ошибки\непонятности то тоже давайте знать. Писать можно и в комментарии, но лучше в бот @ForodirchBot
Ну и, пользуйтесь конечно! Надеюсь пригодится.
Когда-то давно, Илья Богданов надоумил меня, что для демонстрации свойств сопряжённого пространства с первокурсниками можно вывести интерполяционный многочлен Лагранжа. Чуток подумав, я придумал как выводить ещё и сплайны. Заодно, "даром" получается и формула Тейлора.
В результате получился материал для семинара, который я каждый год и провожу у первокурсников в подходящий момент.
В этом году я полез перед семинаром в поиске ссылки и выяснил (к вящему изумлению), что найти место где бы это было изложено таким образом я не могу. Так что пришлось написать текст.
Не вполне могу оценить новизну: результаты все общеизвестные, но подход условно оригинальный.
В общем я наверное через какое-то время этот текст попробую дооформить как самостоятельный текст в каком-нибудь издании (надбавка за публикации сама себя не увеличит), но прямщас выложу в открытый доступ имеющуюся версию текста.
Буду признателен за библиографические рекомендации (вдруг кто знает где это изложено) ну и если в тексте есть какие-то ошибки\непонятности то тоже давайте знать. Писать можно и в комментарии, но лучше в бот @ForodirchBot
Ну и, пользуйтесь конечно! Надеюсь пригодится.
❤42🔥11👍5🤡1
Математического волшебства пост.
Иллюзионист пишет некоторое число на бумаге, которую запирают в сейф. После этого двух зрителей просят написать на доске числа (первое и второе). Затем эти два числа складывают (получается третье). К третьему прибавляют второе (получив четвертое). Потом к четвёртому третье и так далее. Через некоторое время (скажем на 20-й итерации) иллюзионист просит посчитать отношение двух последних получившихся чисел (до третьего знака после запятой). Из сейфа извлекается лист бумаги и оказывается что на нём написано тоже самое число.
Я этот чудесный фокус подсмотрел в посте Константина Александровича Кнопа, о чём и держу в курсе.
Вопрос «что за число было написано» оставлю для домашнего изучения, а уважаемой публике предлагаю ответить на более общий: какова тема семинара (учебного, на первом курсе) перед которым я собираюсь в следующем году разыграть это нехитрое представление?
Меня в этом трюке привлекает, что рекурентные последовательности можно изучать по разному. Например, есть подход через линейную алгебру. Для последовательности с соотношением глубины два (n-e равно сумме двух предыдущих) мы замечаем, что вектор (a_{n+1}, a_n) это вектор (a_{n}, a_{n-1}) умноженный на подходящую матрицу. А значит вычисление n-го элемента (формула Бине для последовательностей Фиббоначи) сводится к вычислению степени некоторой матрицы. А чтобы посчитать степень матрицы нужно найти её жорданову нормальную форму. В подробностях это, кстати, сделано в книге с Андреем Владимировичем Ершовым. (Ужо простите за рекламу, но мы с той книжкой старались, а особенного спроса на неё нет — подозреваю что не в последнюю очередь из-за скучного названия).
По настоящему удивительно, что какими-то принципиально более простыми (школьными, грубо говоря) путями произошедшее не объяснишь. Ещё труднее было бы школьными методами объяснить почему у некоторых рекуррентных последовательностей явная формула для n-го члена будет содержать комплексные числа, а у формул глубины 5 (и более) никакой явной формулы вообще написать не получится.
Куда более масштабно этот эффект проявляется с великой теоремой Ферма. Не выполнение некоего целочисленного равенства является следствием из куда более масштабной и сложной теоремы (которую, собственно, Уайлс и доказал). И даже сама формулировка гипотезы Шимуры далеко выходит за пределы необходимого для понимания формулировки ВТФ.
На семинарах я стараюсь объяснить любезным слушателям, что математика может и не всегда решит их прикладные проблемы. Но без математики они часто не смогут даже понять в чём проблема. К примеру неустойчивость многих численных методов является следствием того банального факта, что производная в супремумной норме не ограничена.
Повторю (самому себе в первую очередь) старую мысль. При преподавании математики нужно не забывать мотивировки (раз), не быть чрезмерно серьёзным и занудным долбоёбом (два) и получше готовиться к занятиям, не забывая присваивать чужие педагогические находки (три).
Кстати, так что за число было написано на бумажке, помещённой в сейф?
#научпоп #матобр
Иллюзионист пишет некоторое число на бумаге, которую запирают в сейф. После этого двух зрителей просят написать на доске числа (первое и второе). Затем эти два числа складывают (получается третье). К третьему прибавляют второе (получив четвертое). Потом к четвёртому третье и так далее. Через некоторое время (скажем на 20-й итерации) иллюзионист просит посчитать отношение двух последних получившихся чисел (до третьего знака после запятой). Из сейфа извлекается лист бумаги и оказывается что на нём написано тоже самое число.
Я этот чудесный фокус подсмотрел в посте Константина Александровича Кнопа, о чём и держу в курсе.
Вопрос «что за число было написано» оставлю для домашнего изучения, а уважаемой публике предлагаю ответить на более общий: какова тема семинара (учебного, на первом курсе) перед которым я собираюсь в следующем году разыграть это нехитрое представление?
Меня в этом трюке привлекает, что рекурентные последовательности можно изучать по разному. Например, есть подход через линейную алгебру. Для последовательности с соотношением глубины два (n-e равно сумме двух предыдущих) мы замечаем, что вектор (a_{n+1}, a_n) это вектор (a_{n}, a_{n-1}) умноженный на подходящую матрицу. А значит вычисление n-го элемента (формула Бине для последовательностей Фиббоначи) сводится к вычислению степени некоторой матрицы. А чтобы посчитать степень матрицы нужно найти её жорданову нормальную форму. В подробностях это, кстати, сделано в книге с Андреем Владимировичем Ершовым. (Ужо простите за рекламу, но мы с той книжкой старались, а особенного спроса на неё нет — подозреваю что не в последнюю очередь из-за скучного названия).
По настоящему удивительно, что какими-то принципиально более простыми (школьными, грубо говоря) путями произошедшее не объяснишь. Ещё труднее было бы школьными методами объяснить почему у некоторых рекуррентных последовательностей явная формула для n-го члена будет содержать комплексные числа, а у формул глубины 5 (и более) никакой явной формулы вообще написать не получится.
Куда более масштабно этот эффект проявляется с великой теоремой Ферма. Не выполнение некоего целочисленного равенства является следствием из куда более масштабной и сложной теоремы (которую, собственно, Уайлс и доказал). И даже сама формулировка гипотезы Шимуры далеко выходит за пределы необходимого для понимания формулировки ВТФ.
На семинарах я стараюсь объяснить любезным слушателям, что математика может и не всегда решит их прикладные проблемы. Но без математики они часто не смогут даже понять в чём проблема. К примеру неустойчивость многих численных методов является следствием того банального факта, что производная в супремумной норме не ограничена.
Повторю (самому себе в первую очередь) старую мысль. При преподавании математики нужно не забывать мотивировки (раз), не быть чрезмерно серьёзным и занудным долбоёбом (два) и получше готовиться к занятиям, не забывая присваивать чужие педагогические находки (три).
Кстати, так что за число было написано на бумажке, помещённой в сейф?
#научпоп #матобр
👍32❤17✍4🔥3👾1
На вулкан знаний
Медленно улитка ползёт
Прогресс вялый.
Родилось тут хокку в чате с академическими падаванами. Deepseek одобрил!
#база@forodirchNEWS
Медленно улитка ползёт
Прогресс вялый.
#база@forodirchNEWS
🔥38❤4👍2