tgoop.com/kremlebezBashennik/25010
Last Update:
🌐Специально для "Кремлевского безБашенника" -
политолог Дмитрий Михайличенко, доктор философских наук (Телеграм-канал Scriptorium)
Народное Единство VS Октябрьская революция – занятная дихотомия общественно-политической эмоции современной России: политтехнологический праздник VS традиционного. Хотя и - неоднозначного.
В разгаре четвертая волна ковида, и Системе явно не до пестования своих искусственных конструктов типа Дня народного единства. Поэтому идеологического драйва празднованию 4 ноября в этом году явно не хватило. Вся энергия пропагандистов ушла, вероятно, на дискредитацию и очернение антипрививочников, хотя в этом, впрочем, нет никакого Единства.
Единство нужно достигать не только за счет унификации, но и за счет признания многообразия, что требует гибкости и умения вести диалог. А с этим в Системе сложности. Сейчас концепт «единство» выполняет в публичном позиционировании власти номинально-ритуальную роль, в отличие, кстати, от достаточно жизнеспособного и актуального мета-этнического концепта «россияне».
Россия – страна с левыми настроениями, что, учитывая состояние ее экономики, логично. В моей ленте в Facebook, например, явно преобладали посты про 7 ноября, тогда как поздравлений с Днем народного единства было кратно меньше.
Эта ситуация видится мне достаточно характерной. Срок действия политтехнологических конструктов типа «путинское большинство», «День народного единства», «Посткрымский консенсус» достаточно ограничен. А в случае с Днем народного единства нужно отметить, что Система целенаправленно вынуждена была выхолостить его спонтанное наполнение за счет исключения из него русских националистов, которые собирались придать этому празднику свое, особое звучание. С этим звучанием лично я не согласен, но оно, безусловно, содержит в себе актуальный нерв.
Полагаю, что концепт «умеренный консерватизм» также ждет недолгий срок действия. Дело в том, что консерватизм, в отличие от других идеологий (национализма или либерализма), не имеет идеала приемлемого общества и, соответственно, не имеет и желаемого образа будущего. И в этом он несколько ограничен. К тому же идеологемы умеренного консерватизма предлагают консервировать не только положение правящего класса, но и многочисленные противоречия.
Октябрьская революция 1917 г. не была запрограммирована как единственно возможный вариант развития событий. У России после Февральской революции были и другие сценарии, но победил – этот ленинский тип захвата власти, в наиболее жестком и кровавом варианте развития исторического процесса.
Предшествовала этому долгая стадия накопления противоречий и сложностей, которые монархическая Россия пыталась решать консервативно или умеренно-консервативно. Тут формулировками можно жонглировать, но суть ясна.
Нынешнее состояние российской социальности – это также стадия накопления проблем и противоречий, которые нельзя законсервировать ни умеренно-консервативным, ни форсированно-репрессивным образом. Это не значит, что обязательно будет революция или майдан, но это значит, что эти противоречия обязательно себя проявят.
BY Кремлёвский безБашенник
Share with your friend now:
tgoop.com/kremlebezBashennik/25010