tgoop.com/kremlebezBashennik/29828
Last Update:
🌐Специально для "Кремлевского безБашенника" -
политолог Илья Гращенков (Телеграм-канал The Гращенков)
Недавно, дискутируя по поводу уместности салюта в день города Москвы, я написал, что мнение тех, кого называют «рассерженными патриотами» и кто бросился шеймить мэрию, не столь весомо, так как таковых всего около 1%. Причисляющие себя к таковым, напротив, считают, что их минимум 5-7%, а то и вовсе 15-17%. Социология, конечно, наука не только математическая, но и гуманитарная, поэтому многое зависит от трактовок. Поэтому скольких патриотов можно рассердить – зависит от заданного вопроса. Но интереснее другое - что именно мы вкладываем в само это словосочетание. С игрой angry birds, к примеру, было как-то понятнее, да и Пелевин в «Любви к трем Цукербринам» тему сердитости раскрыл достаточно глубоко.
Прежде всего, говоря о «рассерженных», речь идет об авторах ура-патриотических каналов и их неприятии любой умиротворяющей повестки. Разумеется, любая эскалация требует дальнейшего повышения градуса, и в последние полгода топливо жглось нещадно. Мы очень быстро на словах добрались до угрозы ядерного конфликта (еще до начала лета), так что, закрепив в голове столь эсхатологичную картину мира, многие перешли к ее осмыслению постфактум. Так вот, «рассерженные» - это во многом те, кто уже внутренне пережил травму ядерной угрозы и теперь воспринимает любые поиски альтернативы как отступление от нормы. Вот таких-то точно не более 1%, даже если совокупно оценивать всю аудиторию военизированных каналов, включая иранских ботов.
Но и само название «рассерженные» мне не кажется достаточно точным описанием. Скорее, речь идет об «озлобленных», тех, кто видит будущее исключительно в скатывании в темные века непрерывных войн, полагая саму концепцию мирного мира – утраченной. О том, патриотические ли чувства двигают сторонниками эсхатологии или такая любовь к Родине вряд ли может называться любовью – вопрос еще более дискуссионный, и я бы оставил его пока за скобками. Так вот, если расширять социологическую линейку от озлобленных до рассерженных, мы, конечно, получим немного большую численность - например, в 3-5%. Но речь идет о зрителях федеральных телеканалов, изрядно перегретых пропагандистскими клише ведущих. Разрыв между декларируемым вчера и сегодня вызывает непонимание и раздражение, так что снижение градуса и смена риторики могли бы оказать на них действие сродни парацетамолу.
Если говорить о сердитости еще более широкого круга опрашиваемых, тех самых 15-17%, то речь идет об общем недовольстве людей собственной жизнью и переносе своей агрессии на внешние обстоятельства. В этом смысле ура-патриотическая повестка создала благоприятную почву для выплеска эмоций во внешнюю среду, но нисколько не облегчила участь самих раздраженных. Психологи считают, что удерживать фокус на том или ином объекте достаточно долго – невозможно, а значит, неминуемо это раздражение начнет перетекать на какие-то иные неблагополучные жизненные факторы, прежде всего - внутренние. Говоря словами проф. Преображенского и в его лице рядового мещанина: «Раз социальная революция — не надо топить. Но я спрашиваю: почему это, когда это началось, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?». Так что рассерженные есть, озлобленные есть, но вот есть ли тут место патриотическим чувствам – большой вопрос.
BY Кремлёвский безБашенник
Share with your friend now:
tgoop.com/kremlebezBashennik/29828