tgoop.com/kremlebezBashennik/32572
Last Update:
🌐Специально для "Кремлевского безБашенника" -
ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества (Часть 2):
II.
Несмотря на то, что в Иране протестное движение набрало несравнимый с российским масштаб, противники местной теократии разительно отличаются от своих российских коллег. Прежде всего стоит отметить, что они называют себя не «лидерами оппозиции», а «представителями иранского демократического движения». За одним столом собираются наследник престола принц Р.Пехлеви, юрист и лауреат Нобелевской премии мира Ш.Эбади (с момента получения премии защищавшая в Иране местных протестантов ещё шесть лет), актриса Н.Бонфиади, бывший капитан сборной страны по футболу А.Карими и многие борцы за права человека. При всём уважении к российским «оппозиционным политикам», никто из ведущих иранских активистов не занимал никогда никаких постов в своей стране и не сотрудничал с режимом. В отличие от наших либералов, которые - то бывшие премьеры, то экс-депутаты, то экс-заместители министров или бывшие советники Путина, кто ныне, в силу разных причин, клеймит позором то, к чему, по сути, были вчера непосредственно причастны сами.
Иранские активисты и в Мюнхене, и на не слишком многочисленных конференциях (одна из таких недавно проводилась в Вашингтоне) не представляют проектов новых Конституций и не обсуждают механизмы люстрации представителей нынешнего режима: они говорят о перспективах демократического движения в своей стране, высказываются друг о друге как о коллегах по борьбе и вообще не ставят вопроса о возможном лидерстве (фигура сына покойного шаха вовсе не является объединяющей, так как иранцы практически поровну разделены на противников и сторонников монархии). Главной задачей они видят немедленное восстановление демократии (а вовсе не, как многие российские оппозиционеры, создание на несколько лет «правильного» переходного правительства, которое подготовило бы возврат к ней). И они ориентированы на поддержку и развитие народного движения в самом Иране намного больше, чем на помощь иранским эмигрантам и фотографирование в обществе знаковых политических фигур западных держав.
Результаты столь разных подходов заметны. Незадолго за феерического срача внутри российской «оппозиции» иранские сторонники демократии впервые создали широкую коалицию, объявив своей целью ликвидацию исламской республики и декларировав, что никто из находящихся за рубежом лидеров протеста не будет претендовать на власть в обновлённом Иране. При этом они заявили, что в своей борьбе будут опираться исключительно на ресурсы иранской диаспоры (которая, по некоторым сведениям, контролирует за пределами Ирана активы, оцениваемые в $2,5 триллиона), а не на донорство со стороны западных властей и фондов. Список различий можно продолжить.
* * * * *
На протяжении многих лет российские «либералы» критикуют действующие власти за безумное разрастание отечественной бюрократии, в результате чего каждый 60-й гражданин является чиновником (а при проекции на трудоспособное население – каждый 30-й). Однако мне порой кажется, что в российском диссидентском сообществе лидеров-эмигрантов чуть ли не больше, чем активных протестантов на родине – и пришло время спросить себя, почему такое представление может оказаться очень близким к истине...
BY Кремлёвский безБашенник
Share with your friend now:
tgoop.com/kremlebezBashennik/32572