tgoop.com/kremlebezBashennik/38658
Last Update:
🌐Специально для "Кремлевского безБашенника" -
Дмитрий Михайличенко, аналитик, доктор философских наук
О восприятии российским социумом антикоррупционных дел и криминальных кейсов с участием представителей власти
Задержания ряда высокопоставленных сотрудников Минобороны, целая череда уголовных дел по поводу коррупции региональных и муниципальных чиновников и недавнее задержание сенатора по подозрению в организации убийства – вот только неполный список резонансных дел представителей правящего класса последних месяцев. Какую рамку восприятия этих событий дает госвласть?
Прежде всего, стоит заметить, что в регионах пока относительное спокойствие: возможно, правоохранители не хотят давать ход делам до единого дня голосования. Если так – то после него антикоррупционных дел будет заметно больше.
Если взять базовую социологию: общество, конечно же, поддерживает борьбу с коррупцией. И задержанных, как правило, никто не жалеет. А сейчас, когда идет СВО, коррупция воспринимается частью общества с повышенной эмоциональной реакцией. Базовый посыл «нужно бережно относиться к государственным деньгам» вполне себе разделяется большинством. Это - на уровне пассивного восприятия политической информации, которая, впрочем, не слишком интересна по-прежнему аполитичному социуму.
А на уровне повседневной обыденности подавляющее большинство граждан не испытывают никаких иллюзий относительно коррупции и возможности ее победить в ближайшие годы. В российском обществе есть четкое разделение на «мы–они», правящий класс воспринимается как привилегированный, со своими возможностями и своим особым положением. И в этой логике коррупционные задержания воспринимаются, скорее, как борьба различных властно-управленческих группировок за бюджеты, бизнес-активы и прочие ресурсы.
И здесь вопрос: а какая рамка восприятия коррупции удобна политадминистраторам? Ответ – аполитичная и близкая к индифферентности.
Да, конечно, уже доказанные (или еще нет) хищения в военном ведомстве не могли не вызвать резонанса в обществе. Тем более, в такое немирное время. Однако, по остальным кейсам общество все это воспринимает как привычное дело и без большого интереса. Как и случай с пока еще сенатором Савельевым.
Иными словами, госвласть управляет антикоррупционным запросом, но не склонна работать на него в полной мере. Коррупционных кейсов будет еще немало – это инвариантно. Скармливать обществу коррупционеров нет особой нужды. Общество послушное, рейтинги власти – очень высокие, хотя динамика их роста и несколько замедляется.
А для системной борьбы с коррупцией нужен эффективный социальный контроль и активная гражданская позиция у значительной части россиян. Этого в ближайшее время не предвидится.
Коррупционная тема в условиях секрьюритизированной политики будет служить способом фактического усиления полномочий различных ветвей силовиков, это неизбежный процесс. Общество же старается особенно не обращать на это внимание: именно этого от них и ждет госвласть. И это тоже - часть сформированного долгосрочного (но не бесконечного) патриотического консенсуса.
BY Кремлёвский безБашенник
Share with your friend now:
tgoop.com/kremlebezBashennik/38658