tgoop.com/moneyandpolarfox/10352
Last Update:
Ключевые события и тренды из мира энергетики – в недельном обзоре Кирилла @kirillrodonov Родионова.
✔️Цены на дизель за последние четыре недели выросли на 1,9% – это почти треть прироста с начала нынешнего года (6,0%). Накопленные темпы прироста цен на дизель пока что отстают от общих темпов инфляции (7,8%), однако нефтяники отыгрывают недополученную прибыль предшествующих месяцев, имея на руках формальный повод: переход с летнего и межсезонного к зимнему дизельному топливу, который даже в обычных условиях сопровождался ростом цен.
✔️Основным риском для европейского рынка газа в наступившем сезоне холодов является прекращение поставок по украинской ГТС – как из-за санкций против «Газпромбанка» и возможных проблем с оплатой, так и завершения действующего транзитного соглашения. Риск прекращения поставок будет наиболее сильным в период с 1 по 20 января 2025 г., когда текущее транзитное соглашение утратит силу, а новое, возможно, еще не будет подписано. В этом случае основные потери понесут страны, получающие газ напрямую из украинской ГТС, в том числе Венгрия и Словакия. Однако это не повлечет серьезной дестабилизации европейского рынка. Пик энергокризиса уже позади: цены не вернутся к рекордным уровням 2022 г.
✔️Доля АЭС в глобальной структуре выработки электроэнергии снизилась с 16,6% в 2000 г. до 9,1% в 2023 г. Несмотря на широко обсуждаемый ренессанс «атома», эта доля в ближайшие годы не будет серьезно расти из-за опережающего ввода ВИЭ. Так, в 2023 г. глобальный ввод мощности ветровых и солнечных генераторов достиг 461,5 ГВт, впервые превзойдя установленную мощность АЭС (373,7 ГВт). Ключевую роль будет играть высокая стоимость строительства АЭС, а также резкий рост популярности технологий хранения энергии, позволяющих решить проблему зависимости ВИЭ от погодных условий.
✔️Россия может всерьез нарастить экспорт газа в случае снятия санкций на поставку оборудования для производства СПГ, а также при наличии полноценного доступа к транзитным газопроводам. Экспорт угля будет снижаться из-за падения цен и энергоперехода в Южной и Восточной Азии, а экспорт нефти – переживать стагнацию из-за проблем с реализацией новых проектов в Арктике, на Сахалине и Каспии. Серьезного потенциала для наращивания экспорта нефтепродуктов нет: газификация и электрификация грузового транспорта будет сдерживать спрос на дизель, который составляет основу российского топливного экспорта; а на экспорт мазута будут негативно влиять ограничения на высокосернистое топливо в морском транспорте.
✔️Решение Правительства отменить вывозные пошлины на уголь несколько улучшит экономику экспорта, но не предотвратит крупнейший за 30 лет кризис в отрасли, который будет связан не только с возвращением цен к многолетней норме, но и с увеличением логистических издержек и скачком в развитии ВИЭ в Южной и Восточной Азии. В результате кризиса география угледобычи в России сместится на восток, а в структуре добычи увеличится доля коксующегося угля, спрос на который будет более устойчивым из-за сравнительно медленного внедрения низкоуглеродных решений в металлургии. В этих условиях задача регулятора – не «пережать» с налоговой нагрузкой и при этом ускорить структурную трансформацию угольной отрасли, в том числе за счет полного отказа от менее рентабельной подземной добычи.
Выпуск от 1 декабря 2024 г. Специально для @moneyandpolarfox
BY Деньги и песец
Share with your friend now:
tgoop.com/moneyandpolarfox/10352