tgoop.com/proeconomics/15237
Last Update:
Впервые за 27 месяцев индекс производственной активности PMI обрабатывающих отраслей России за сентябрь показал отрицательный результат и ушёл на отметку ниже 50 пунктов. Промышленная активность в стране заканчивается, мы переходим к стагнации? Ответы экспертов в рубрике #опросы
Политолог, заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров:
Снижение индекса производственной активности PMI в обрабатывающих отраслях России ниже 50 пунктов впервые за 27 месяцев не обязательно свидетельствует о входе в период длительной стагнации. Это может быть кратковременным явлением, вызванным внешнеэкономическими факторами, адаптацией к изменениям конъюнктуры или даже сезонными колебаниями спроса-предложения на некоторых рынках. Важно понимать, что текущее снижение даёт возможность переоценить стратегию и найти новые точки роста.
Российская промышленность, безусловно, обладает значительным потенциалом для быстрого восстановления в случае улучшения внешних условий. Инвестиции в современные технологии, расширение внутреннего спроса и выход на новые экспортные рынки могут стать важными факторами для дальнейшего роста. Так что период стагнации может стать толчком для модернизации отраслей и повышения их конкурентоспособности, что приведёт к новому этапу развития промышленной активности.
Аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина:
Падение индекса PMI ниже 50 пунктов сигнализирует о значительном нарастании проблем у производителей в обрабатывающей промышленности. При этом внешние негативные факторы, такие как нарушение цепочек поставок или рост проблем с международными платежами, достаточно понятны. Ключевая проблема сегодняшнего дня заключается в нарастании числа внутренних проблем у производителей. В исследовании S&P Global, в частности, говорится о том, что производители сталкиваются с падением спроса, ростом издержек, в том числе логистических, трудностями в доступе к железнодорожной инфраструктуре. Учитывая, что Банк России, например, целенаправленно своей политикой снижает спрос, а разного рода тарифы, в том числе на железнодорожные перевозки, повышают темпами выше уровня инфляции, ожидать улучшения условий для бизнеса не приходится. А значит, снижение деловой активности с высокой степенью вероятности может продолжиться.
Главный экономист Института экономики роста им. П.А Столыпина Борис Копейкин:
Проведение сверхжёсткой денежно-кредитной политики очевидно сказывается и на спросе, и на динамике инвестиций, и на ожиданиях производителей. Причем с учётом лага между принятием решений по ставке и реакцией экономических агентов, который, судя по заявлениям руководства ЦБ, может составлять несколько кварталов, полные эффекты от июльского и сентябрьского повышения ставок еще впереди. Заметного замедления экономики уже не избежать. Остается открытым вопрос о масштабах этого замедления и о том, сохранится ли вообще экономический рост в ситуации, когда реальные процентные ставки находятся на одном из самых высоких уровней в мире.
Главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин:
Чтобы уверенно говорить о стагнации, нужны опросы за несколько месяцев. Но сигнал тревожный: вероятно, сворачивание льготных кредитов уже насторожило участников рынка. Формально это сигнал нашему ЦБ о том, что жёсткая ДКП начала действовать, и через непродолжительный период времени ДКП должна смениться на стимулирующую. Однако, учитывая параметры бюджета, который внесло в ГД Правительство РФ, ситуация на рынке труда вряд ли улучшится, а значит, и более мягкая ДКП наступит ещё не скоро.
(продолжение в следующем посте)
BY Proeconomics
Share with your friend now:
tgoop.com/proeconomics/15237