tgoop.com/tolk_tolk/12158
Last Update:
Продолжаем изучать позднесталинское время, которое мы сейчас во многом косплеим. Одним из его столпов была система доносов. Традиционная для России. Мы и сейчас уже видим вал публичных и непубличных доносов в простой среде.
Мотивы доносчиков понятны. Обычно их всегда было три. Первый – искреннее желание добиться правды и покарать «врага народа». Второй – т.н. «упреждающий донос», когда доносчик сам в чём-то проштрафился и хочет опередить своего преследователя. Третий – корыстный донос, когда хотелось усесться на рабочее место жертвы или завладеть его имуществом например, комнатой в коммуналке, или это было сведение личных счетов и обид.
По ссылке интересная работа по системе доносов как раз в позденсталинское время 1944-1953, на основе архивов.
Это время интересно тем, что административно-бюрократические аппарат уже старался как можно меньше реагировать на доносы «глубинного народа» - он помнил ужас репрессий второй половины 1930-х и понимал, что если дать волю доносчикам, то это снова коснётся и самого начальства. А начальству в это время хотелось уже жить сытно и вольготно.
Иногда совсем не реагировать на донос не получалось, и потому для очковтирательства применялись «четверть-меры»:
«Известен случай, когда Берия подобным образом освободил от ответственности своего знакомого — начальника войск НКВД по охране тыла 2 Белорусского фронта, обвинённого в присвоении трофейного имущества, принуждении к сожительству подчинённых женщин и других проступках и преступлениях. Не доводя дело до суда, Берия убрал своего знакомого от греха подальше — на другую должность и на другой фронт».
А также начальство придумало и эффективное противодействие против доносчиков:
«В системе чиновничьей защиты от доносителей важное место занимала личная дискредитация доносчика. Если доносчики часто использовали для подтверждения своей правоты тезис «немного о себе», то опровержение доноса становилось как было зеркальным отражением того же самого тезиса. Автор, ссылаясь на свои заслуги перед режимом, доказывал, что он прав, потому что «свой», чиновники доказывали его неправоту тем, что он — «чужой». Одной извращённой логике противостояла другая извращённая логика. И дискредитировалась уже не сообщённая в доносе информация, а автор документа. Вообще защита обвинённого в злоупотреблениях чиновника часто базировалась на тех же самых риторических приёмах, что и клеветнические доносы — очевидным фактам просто давалась иная, более выгодная для жертвы доноса интерпретация, при том, что сами факты не подвергались сомнению».
https://scepsis.net/library/id_3810.html
В общем, в это позднесталинское время в системе доносов как раз проявился свойственный исторически всей системе саботаж и двоемыслие. Тем и спасались люди, особенно начальство – от низового до высшего, достигшего в этой мимикрии настоящего искусства.
BY Толкователь
Share with your friend now:
tgoop.com/tolk_tolk/12158